Урок ИЗО во 2 классе "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок" - ИЗО - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [16]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИЗО

Урок ИЗО во 2 классе "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок"
04.09.2014, 14:44
Творческая работа: Выполни сюжетно-декоративную композицию по мотивам русской народной сказки, в которой печь помогает героям.
Вид изобразительной деятельности
: Живописно-декоративная композиция по мотивам русской народной сказки о печке (фломастер, цветные мелки, акварель, гуашь, кисти).
     
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы.
2. Развивать потребность детей в творчестве.
3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

      К уроку дополнительно необходима подборка книг русских народных сказок. Желательно изготовить динамическую таблицу русской печи на основе схемы в учебнике. Эффект объяснения устройства печи по динамической таблице может проявляться в следующем: сначала показывается белый чистый силуэт печи; по мере называния элементов (устье, шесток, печурки и т. д.) на белом силуэте прикрепляются вырезанные силуэты.

      Примерный ход урока
1. Знакомство учащихся с многофункциональностью русской печи в жизни крестьянина. Акцентирование их внимания на поэтизации образа печи в народных сказках (У., с. 71).
2. Чтение второклассниками композиционных схем с изображением печи (У., с. 70).
3. Завершение учащимися облицовки печи изразцами (Т., с. 42).
4. Сочинение ими декоративной композиции с изображением печи по мотивам народных сказок (У., с. 71, Т., с. 43).
5. Итоги: выслушиваем суждения второклассников о том, какое участие принимает печь в судьбе героев нарисованной ими сказки; отмечаем в детских рисунках выразительность декоративного цветового решения, соотношения элементов в композиции. Напоминаем о том, что все то, что дети узнали о русской печи, будет востребовано на уроках труда во время лепки печного изразца из пластилина по мотивам народной сказки.

      Тема урока важна тем, что позволяет расширить привычное представление детей о печи. Освещая значение печи как неотъемлемой части интерьера русской избы, раскрываем учащимся важные стороны жизни наших предков, их обычаи и представления о мироздании. Опираясь на справочный материал к уроку и произведения искусства, отмечаем в беседе следующее:
       печной угол в избе — один из центров в жизни крестьянской семьи;
       связь печи со стихиями огня и земли обусловлена существованием поверий, обрядов, магических приемов (парение в печи — способ лечения от любых болезней; гость, сиживавший на печи, воспринимался как «свой»);
       образ печи в устном народном творчестве (сказки, загадки, пословицы, поговорки) занимает ведущее место («Не хвались печью в нетопленой избе», «Не хлопочи, когда нет ничего в печи» и т. д.). Печь в трудные и критические моменты в судьбе героев сказки выручает их из беды, создает благополучную ситуацию. Поэтичность восприятия мира природы и предметного мира в древности.
      Эмоционально-ценностное восприятие учащимися картин жизни и поверий далеких предков сменяет аналитическое восприятие композиционных схем. Оно способствует формированию у детей активного словаря терминов, а также помогает представить варианты размещения печи в сказочных сюжетах.
      Первое самостоятельное задание («облицовка» печи изразцами) непосредственно связано с предыдущим уроком. Показанный композиционный прием направляет внимание второклассников на рисование четырехизразцового клейма. Это облегчает самостоятельный композиционный поиск. Одновременно показан прием набора мозаичного панно из разных по декоративному мотиву изразцов, как мы это наблюдали в наборе муравленых изразцов из декора печи в палатах Зарядья (Т., с. 41). Для завершения рисунка предлагаются графические материалы. Это обусловлено миниатюрными размерами декора печи. Очевидно, что рассматриваемое задание выполняется в быстром темпе. Основное время занимает работа над композицией по мотивам народных сказок с «участием» печи.
      Погружение в мир сказки сопряжено с возможностью для учащихся представить, как печь разговаривает с героями сказки («Гуси-лебеди») или мчится быстрее ветра и несет героя в неведомое царство («По щучьему велению»), или представить, как в ее топке сгорает что-то очень важное, от чего зависит благополучие одного из главных героев («Царевна-лягушка»), или как в топке прячутся герои от своих преследователей («Гуси-лебеди»).
      В живописно-декоративной композиции второклассники изображают печь и героев, которым она помогает.
      Желательно поощрять детскую фантазию. Увиденные композиционные схемы и изображения печи на книжных иллюстрациях не должны довлеть над воображением детей. Не забываем напомнить им о том, что при исполнении декоративной композиции, как и декоративного натюрморта (см. урок 10), цвет выполняет символическую роль и не совпадает с цветом изображаемого в реальности.

      Краткий справочный материал

      Место русской печи во внутреннем пространстве избы и в духовной жизни крестьянина. Крестьянский дом — особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещий мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека.
      Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом «изба». Это слово имеет несколько значений. Одно из них: изба — помещение, отапливаемое русской духовой печью. <...> Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей. <...> Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи — печным углом, середина избы — рабочим местом. Мифологическое сознание народа определяло передний угол избы, указывавший на юго-восток, как место святое. Здесь молились Богу. Печной угол, направленный на северо-запад, осмыслялся как место темное, нечистое, там жил домовой, через печную трубу могла влететь в дом ведьма, попадал в виде огненного змея дьявол. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи. (Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстративная энциклопедия / авт.-cocт. Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. А. Мандлевская и др. — СПб., 1999. — С. 5, 10, 52—54. Далее цитируется это издание.)

Категория: ИЗО | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 941 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика