Урок ИЗО во 2 классе "Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца" - ИЗО - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ЧУДИКИ РАЗВИВАЮТСЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ
ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [11]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИЗО

Урок ИЗО во 2 классе "Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца"
04.09.2014, 14:47
Творческая работа: Создай декоративную композицию «Муравленый изразец». Импровизация по мотивам увиденных сюжетов или цветов.
Вид изобразительной деятельности
: Декоративная композиция по мотивам русских изразцов (акварель, белая гуашь, кисти).
    
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.
2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации).
3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец).
4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.
      К уроку дополнительно необходимы цветовой круг (12 цветов); варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике (У., с. 66).

      Примерный ход урока
1. Знакомство учащихся со словом «изразец» и памятниками древнерусской архитектуры, в украшении которых применялся муравленый изразец (У., с. 64—72).
2. Завершение второклассниками изображения в цвете старинного муравленого изразца (Т., с. 40). Разъяснение значения сочетания сближенных цветов на примере оттенков зеленого.
3. Создание декоративной композиции для муравленого изразца с любым привлекательным для второклассника сюжетом или орнаментом (У., с. 67, Т., с. 41). Знакомство учащихся с композиционными схемами размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике и их чтение (У., с. 66—67).
4. Итоги: отмечаем в детских работах выразительные декоративные решения композиции (сюжет и орнамент); выслушиваем суждения второклассников о замысле. Напоминаем учащимся о том, что эскизы изразцов превратятся в настоящие изделия на уроках художественного труда.

      На данном уроке учащихся ждет открытие. Они привыкли видеть кафельные облицовочные плитки в своих квартирах (ванна, кухня) как полезную облицовку части стены. Наверное, у них не возникало желание полюбоваться ими: ведь чаще всего плитки белые или однотонно-цветные. Но, оказывается, в развитии нашей культуры и искусства было время, отмеченное изготовлением особых керамических плиток — изразцов. Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика. Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей и каменных теремов, в облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты.
      Второклассники рассматривают изображения одноцветных и многоцветных изразцов и отвечают на вопросы в учебнике (У., с. 65).
      Следует отметить, что старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества.
      Например, в учебнике представлена цельная мозаичная композиция (с. 68). Сюжеты, входящих в нее многочисленных картин, подписал народный мастер, вылепив из глины буквы на старославянском языке. Ученые прочитали некоторые из них (см. справочный материал). Эти сюжеты свидетельствуют о том, как переплетались мифы, легенды, предания, образы былинных героев в разных видах народного творчества, сохраняя в глубинах веков поэтический взгляд народа на историю, природу, устройство Вселенной.
      «Когда смотришь на древнюю роспись, — отмечал Н. К. Рерих, — на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство, не то что теперь. <...> Насколько древний строитель не мог обойтись без художественных украшений, настолько теперь стали милы и штукатурка, и трафарет». (Рерих Н. К. Россия. — С. 15.)
      Интересно отметить, что гончары выполняли на керамических картинках сюжеты для украшения не только печей, но и церквей (см. краткий справочный материал).
      Первое задание на уроке — завершить по готовому рисунку роспись муравленого изразца (Т., с. 40). Изразец не простой. Это копия с изразца в декоре Вознесенской церкви Великого Устюга (1648 г.). На плитке видны прекрасное древо жизни и охраняющие его животные.
      Любуясь красотой декоративной композиции, дети отличают оттенки муравленой картинки. На помощь приходит цветовой круг (12 цветов, см. У., с. 34) и выкраски оттенков зеленого на палитре, которые учащиеся получают от смешения зеленой краски попеременно: то с синей, то с желтой, то с белилами. Обращаем внимание на то, что самые светлые места (блестящий рельеф отражает свет) требуют применения белил.
      Работа с оттенками зеленого цвета уже подготавливает второклассников к следующему заданию на составление своей декоративной композиции изразца (У., с. 67, Т., с. 39). Прежде чем они начнут обдумывать элементы композиции, обратимся к «чтению» вариантов композиционных схем орнамента на квадрате и на прямоугольнике (У., с. 66, и А. 1, Приложение). Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника.
      Работу лучше выполнять сразу кистью, в той последовательности, в которой выполнялся натюрморт на уроке 11 (У., с. 38).

      Краткий справочный материал

      Изразец (кафли) — керамическая плитка для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с тыльной стороны имеют открытую коробку (рамку) для крепления к кладке. С лицевой стороны изразцы могут быть гладкими или рельефными, покрытыми белой или цветной глазурью (майоликовые изразцы). Изразцы известны с VIII в. в странах Европы, широко распространились в XVI—XVII вв.
      В России изразцы с XV в. применялись для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы). Терракотовые рельефные изразцы сменили муравленые, покрытые прозрачной зеленой глазурью, а со второй половины XVII в. появились майоликовые изразцы (белая, желтая, зеленая, коричневая, синяя эмали). Производство изразцов было налажено в Москве, Ярославле и других городах. (Современный словарь-справочник по искусству. — С. 245.)
      Что можно прочитать на изразцах. Схема расположения изразцов на печи из музея «Палаты в Зарядье». Москва.

1

2

3

4

 

5

6

7

8

9

10

11

      Надписи на изразцах: 1. «Некий царь сведе (д)щерь свою змею». 2. «Бова с Полканом биется». 3. «Приступаеть». 4. «Царь...» 5. «Царь Александр Македонский». 6. «Быть видение сие в Царьграде». 7. «Соловей-разбойник». 8. «Соловей-разбойник». 9. «Приступаеть». 10. «Борьцы борются». (См.: Маслих C. A. Русское изразцовое искусство XV—XIX вв.: альбом / С. А. Маслих. — М., 1979.)

Категория: ИЗО | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА

СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика