Урок ИЗО во 2 классе "Русский календарный праздник Масленица в искусстве. Узоры — символы возрождения природы: импровизация" - ИЗО - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ЧУДИКИ РАЗВИВАЮТСЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ
ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [11]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИЗО

Урок ИЗО во 2 классе "Русский календарный праздник Масленица в искусстве. Узоры — символы возрождения природы: импровизация"
04.09.2014, 14:14
Творческая работа: Нарисуй силуэт саночек для катания на Масленицу. Укрась его, импровизируя по мотивам народного орнамента.
Вид изобразительной деятельности
: Декоративная композиция по мотивам русского орнамента (гуашь, акварель, кисти).
     
Основные цели и задачи урока

1. Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре.
2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний.
3. Развивать потребность детей в творчестве.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета.
     
Примерный ход урока
1. Рассматривание учащимися произведений с сюжетами масленичных обрядов (У., с. 82—84). В центре внимания — колорит картин, созвучный праздничному веселью.
2. Сообщение второклассникам сведений об обряде катания с гор на саночках и значении знаков-символов в их украшении.
3. Обсуждение с учащимися композиционных схем расположения элементов узора на квадрате и на прямоугольнике, с которыми они знакомились на уроке 19 (У., с. 66), и включение в них знаков-символов солнца и земли-матушки, которые рисовали в 1 классе (см. схемы узоров в Приложении А1) и на уроке 9 (Т., с. 21) во 2 классе.
4. Самостоятельная работа второклассников — сочинение узоров для украшения праздничных саночек (У., с. 81, Т., с. 48).
5. Итоги: отмечаем в детских рисунках нарядные праздничные узоры, сочетание контрастных цветов, разнообразие ритма в изображении знаков-символов солнца, земли. Напоминаем о том, что на уроках художественного труда они будут моделировать объемные саночки и сочиненные узоры перенесут на них.

      Содержание урока пронизывает праздничное, мажорное настроение. Масленица — победа весны над зимой. Это самый веселый народный праздник на Руси. Предлагаем учащимся рассмотреть произведение Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916 г.).
      Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками; купола церквей одеты в снежные шубы и шапки. Катят навстречу друг другу сани, разрумянились лица людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруй, лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело, резво бегут они по сугробам. Предметы первого плана написаны плотным, сочным мазком. Дальше строения и группы второго плана, детально выписанные, не мешают целостному восприятию картины: их живопись более сглажена; мазок здесь мелкий, почти как на миниатюре. Цвет яркий, построенный на звучных контрастах, также становится более мягким и разбеленным на дальних планах. (Лебедева В. Е. Б. М. Кустодиев. Время, Жизнь, Творчество / В. Е. Лебедева. — М., 1984. — С. 73.)
      На Масленицу веселье было всеобщим (см. справочный материал).
      Ребятишки, катаясь с гор на санках, перекрикивали друг друга: «Масленица приехала! Масленица приехала!» На Масленицу пели особые песни.

А мы Масленицу дождались,
А мы Масленицу дождались,

Ай люли!

Мы на горку выходили,

Мы на горку выходили.

Сыр и масло выносили,

Сыр и масло выносили.

Сыром горку посыпали.

Сыром горку посыпали.

Маслом горку уливали,

Маслом горку уливали.

Налетели канарейки,

Налетели канарейки.

Нашу горку раскопали,

Нашу горку раскопали.

Сыр и масло поклевали,

Сыр и масло поклевали.

Ай люли!

      В это время зиму провожали, а весну встречали. Весна неизбежно приближалась вместе с восходящим к зениту солнцем. Поэтому не случайно в росписи и резьбе, украшающих санки для катания на Масленицу, присутствуют знаки — символы солнца.
      В свою композицию для украшения саночек второклассники должны включить знаки-символы лучистого солнышка, земли.
      В 1 классе они встречали знаки-символы солнца и земли в росписи каргопольской игрушки. Во 2 классе — на уроке 9 на примере вышитого узора. Новые варианты символики даны к уроку в рабочей тетради (с. 48).

      Краткий справочный материал

      Масленица — последний праздник русской зимы, неделя, предшествующая Великому посту. Первоначальное ее название «мясопуст» связано с запретом на этой неделе употребления в пищу мяса. Слова «Масленица» и «сырная неделя» появились в России не раньше XVI в.
      В народе Масленица называлась «честной», «широкой», и все дни недели имели особые названия: понедельник — встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, пятница — тещина вечерня, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы, прощанье, целовальник, прощеный день. Масленица, как и европейские карнавалы, в своих истоках восходит к языческим временам. Символический ряд образов Масленицы многолик и разнообразен.
      Канун Масленицы — Вселенская, или Большая, родительская суббота, — время поминовения всех усопших христиан. Воскресенье — неделя о Страшном суде — воспоминание о грядущем, согласно христианской космологии, конце света. Не случайно особое угощение, давшее название всей неделе, — масленые блины — считается одним из традиционных блюд русских поминок. Первый блин русские хозяйки отдавали нищим на помин усопших.
      Тем не менее Масленица — это праздник начала новой жизни, праздник новообвенчанных молодоженов, время, когда молодые пары впервые появлялись на гуляньях и ходили в гости. Катание на санях, русские тройки, снежные горки — главные развлечения этого праздника. В старину на Масленицу устраивались кулачные бои, приходили «вожаки» с медведем и козой, бродячие кукольники с Петрушкой, ходили ряженые в масках. Городской забавой считались ледяные горки и качели. Их ставили на Москве-реке вблизи Кремля, на реке Неглинке. При Петре I масленичные потехи проводились у Красных ворот, и открывал их сам царь. Начиная с середины XIX в. особым местом гуляний в Москве стали Девичье поле и село Новинское.
      Русская традиция удерживала также понимание Масленицы как победы весны над зимой. Обряд ее проводов во многих местах России сопровождался сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Прощеное воскресенье — время взаимного прощения, размышлений о «неосужденном» отношении к близким и будущем посте. (Круг времени: календарь-буклет / авт. текста М. М. Шведова. — М., 2000.)

Категория: ИЗО | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 520 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА

СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика