Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [16]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Урок литературного чтения в 4 классе "БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»"
14.01.2016, 12:26

Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту  летописи  «И  вспомнил  Олег  коня  своего»,  остальные  ученики  находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.

Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)

Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали.

Учащиеся коротко рассказывают об этом.

– Кто из героев былин вам нравится больше всего?

– Почему?

Физкультминутка

IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.

Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний.

– При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.

Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины.

– Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения  к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях.

Исполнялись  былины  певцами-сказителями  под  гусли.  Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.

Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам.

Например:

Ёще латы были 25 пудов,

Нагрудник был да 10 пудов,

Да на шею кольчуга была 5 пудов,

На головку колпак да 40 пудов.

Выломал все железа претяжёлые,

Да скочил-то удалый добрый молодец,

Да схватил-то телегу троеколую,–

Да куда махнёт, тут и улица,

Да назад проведёт – с переулками.

Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит.

Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году.

V. Итог урока.

– Что особенно вам запомнилось?

– О чём вы хотели бы узнать?

  Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.


УРОК 2

Цели: продолжать знакомить учащихся с былинами; расширять кругозор; работать над развитием речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель спрашивает учащихся о том, какие былины об Илье Муромце они принесли на урок.

– Что интересного из жизни богатыря узнали в былинах?

– Что особенно поразило вас, привлекло ваше внимание?

– Чем необычны были детство и юность будущего богатыря? (Илья не мог ходить и 30 лет сидел на печке «сиднем».)

– Как произошло чудесное исцеление Ильи? (Однажды в дом, где жил Илья, зашли калики перехожие, которым Илья оказал милостыню, после этого и произошло его чудесное исцеление.)

– С кем приходилось сражаться Илье Муромцу?

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми подвигами этого былинного богатыря.

Далее учитель может обратить внимание учащихся на то, что события большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере связаны с этим городом, так как богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл былин называется киевским, и к нему относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях.

Физкультминутка

2. Знакомство с произведением.

Текст былины читает учитель. Целесообразно работу над былиной разделить на два урока. На первом уроке рассмотреть две поездки Ильи Муромца, на втором уроке завершить работу над былиной.

Обязательно следует провести словарную работу. Учитель по своему усмотрению  может  провести  данную  работу  либо  перед  чтением  былины,  либо  поясняя  непонятные  учащимся  слова  в  ходе  чтения  былины (предпочтительнее второй способ словарной работы над данным произведением).

Походный совет – совет перед походом.

Сие предписано – это предназначено.

Кремнёвеньких – из кремния (камня горной породы, с помощью которого можно добывать огонь).

Булатная броня – металлическая одежда из узорчатой твёрдой стали.

Обзарилися – позавидовали.

Колчан – сумка для стрел.

Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.

Учитель сначала читает описание первой поездки Ильи.

– Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?

– Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?

– Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?

Затем учитель читает о второй поездке Ильи.

– Почему Илья так и не женился?

– Что вам показалось необычным в этой части былины?

– С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?

IV. Итог урока.

  Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, сделать к нему рисунок

УРОК 3

Цели: продолжать знакомить учащихся с былинами, расширять кругозор, работать над развитием речи, прививать любовь к своей родине и воспитывать гордость за нее.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают понравившийся им отрывок и объясняют свой выбор. Работу с рисунками можно провести следующим образом: учитель показывает ученикам один из рисунков и просит детей прочитать отрывок из былины, соответствующий данному рисунку.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Словарная работа проводится учителем так же, как и на предыдущем уроке.

Башлык – тёплый головной убор из сукна с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Балахон – просторный длинный халат.

Сулят сулу – обещают.

Голытьба – нищие, беднота.

Сокликать – звать.

Илейко – Илья.

2. Продолжение знакомства с произведением.

Учитель выразительно читает оставшуюся часть былины.

– Что хотите сказать?

– С  какой  новой  стороны  раскрылся  перед  нами  характер  Ильи  Муромца?

– В какой момент вы особенно переживали за героя?

– В какой момент вам было страшно?

– Как понимаете слова Ильи Муромца, которыми заканчивается былина:

«А судьбу я за гриву  ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня – за коня!»

IV. Итог урока.

  Домашнее задание: подготовить выразительное чтение былины; выучить наизусть наиболее понравившийся отрывок
Категория: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 387 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика