Урок литературного чтения в 4 классе "Л.Н. Толстой. «Детство»" - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [16]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Урок литературного чтения в 4 классе "Л.Н. Толстой. «Детство»"
30.11.2014, 13:12

Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, историей появления автобиографической трилогии "Детство”, "Отрочество”, "Юность”; с содержанием отрывка "Детство”;
  • отрабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить анализировать прочитанный рассказ, с целью выявления мотивов и причин поступков героев;
  • воспитывать любовь и уважение, теплое и бережное отношение к самому дорогому человеку – матери.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;
  • мультимедийная система;
  • презентация "Л. Н. Толстой”;
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Тип урока:комбинированный.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

II. Вступительная часть.

- Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомимся с отрывком из его повести "Детство”, отправимся на экскурсию в Ясную Поляну.

III. Сообщения детей.

- Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) в 1828г. в имении Ясная Поляна.

- Отец - Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии Крапивенского узда.

"Мать - Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки.

Я не помню своей матери. Она умерла в 1830 г., когда мне было полтора года. Это, говорят, ее любимое место. Идя утром по березовой роще, подходя к ореховой, увидел следок по грязи женской ноги, подумал о ней… Вспомнил о матери, о "маменьке”, которую совсем не помню, но осталась для меня идеалом. Не могу без слез говорить о моей матери”,- вспоминал Л.Н.Толстой.

В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке – опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу.

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам обучал ребят грамоте. Составил "Азбуку”, "Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей. Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни.

IV. Проверка домашнего задания.

а) Чтение отрывков. (Учащиеся читают приготовленные дома отрывки и свои ответы сопровождают иллюстрациями).

- Большая часть жизни Л.Н.Толстого протекала в Ясной поляне, в живописном уголке нашей родины, недалеко от Тулы. Сохранился дом, в котором жил Л.Н.Толстой. Любимыми занятиями Льва Николаевича были: езда верхом на лошади, прогулка на велосипеде, его можно было увидеть на берегу реки или просто прогуливающегося по дорожке парка.

- Остановимся у скамьи Толстого и послушаем "уроки жизни”, которые дал Лев Николаевич своему внуку.

б) 10 "уроков жизни”.

1) Делай все по возможности сам, не будь "барином”.

2) Не будь назойлив.

3) Будь внимательным.

4) Не надо жадничать.

5) Не нервничай, держи себя в руках.

6) Будь тверд и стоек.

7) В игре, спорте, в труде - будь разумен.

8) Будь организованным.

9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается

10) Имей свое мнение.

- Л.Н.Толстой много работал. Он не боялся физической работы. Его можно было увидеть на пашне, с косой на полоске.

- Но большую часть времени он проводил в своем рабочем кабинете.

V. Знакомство с новым произведением.

1. История появления повести "Детство”.

- Будучи семилетним мальчиком он записал в своей тетради первые маленькие рассказы.

- Заслуженную славу принесла Толстому трилогия "Детство”, "Отрочество”, "Юность”. Под названием "История моего детства” была напечатана первая повесть в журнале "Современник” и по желанию автора подписана только инициалами "Л.Н.”. Четвертая часть "Молодость” осталась так и не написана.

2. Речевая разминка.

- Прежде чем приступим к чтению, проведем речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и наш рассказ "Детство”.

  • Выразительное чтение учителем.
  • Чтение выделенных слов.
  • Чтение про себя.
  • Хоровое чтение в умеренном темпе.

В чудетство откроешь окошки-


Счастливень стучит по дорожке,


Цветет веселютик у речки,


И звонко поют соловечки.


А где-то по дальним дорогам


Бредут носомот с бегерогом…


Мы с ними в чудетство скорее пойдем-


Спешит торопинка под самым окном,


Зовет нас глядеть – заглядеться:


Что там за окошком?


Чу!.. Детство!

- Мы с вами познакомимся с отрывком из первой повести. Создавая образы героев, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Толстой утверждал, что писал, не только о своем детстве, но и о детстве каждого человека.

3. Словарная работа.

Maman – читается "маман” на французский манер.

4. Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие ученики.

Слайд №15.

5. Анализ отрывка

-Назовите действующих лиц рассказа.

( Мама, Николенька)

(Читает учитель)

Мать, мама, мамочка!


Слово это - зов и заклинанье,


В этом слове – сущего душа.


Это – искра первого сознанья,


Первая улыбка малыша.


Слово это сроду не обманет,


В нем сокрыто жизни существо,


В нем - исток всего. Ему конца нет.


Я произношу его:

Мама!(Расул Гамзатов)

- Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Это одно из самых древних слов на Земле и оно почти одинаково звучит на разных языках.

6. Проба пера.

- Теперь, ребята, послушаем, какие добрые слова о своей маме скажете вы.

Дети читают свои стихи о маме.

- Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе "Детство”?

Л.Н.Толстой вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.

- Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста.

Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно. Чтение 1 абзаца.

- Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя?

Здесь важней внутренний мир героя.

- Какими чувствами переполнен отрывок?

Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.

- Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет?

( -Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)

7. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

- Выделите из текста характерные черты для каждого героя.

Maman

Николенька

   
  1. Обращение к сыну.
  2. Милый, звонкий голос.
  3. Очаровательная улыбка.
  4. Нежная рука.
  5. Не боится излить всю свою любовь и нежность.
1. Обращение к маме.

2. Целует руки, колени.

3. Льются слезы любви и восторга.

4.Он молится за родителей, Карла Ивановича. Просит счастья.

- О каких двух добродетелях, присущих герою, с сожалением вспоминает автор?

-Найдите и прочитайте отрывок, который можно отнести к рисунку.

-В чем главная мысль рассказа?

Главная мысль этого рассказа в том, что нужно любить своих родителей, близких.

-Чему учит нас автор?

Автор учит нас относится к людям с уважением и любовью.

-Разделяете ли вы его чувства?

-Как вы относитесь к своей маме?

VI. Итог урока. Рефлексия.

Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?

- Нужно всегда любить своих родителей;

- ценить и уважать их;

- заботиться о них;

- помогать им;

- утешать их в трудную минуту;

- не обижать и не огорчать их;

- всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.

У нас есть уникальная возможность увидеть Л.Н.Толстого живым. Сохранились документальные кадры его жизни.

Л.Н.Толстого похоронили, как он и завещал, на краю яснополянского оврага Старый Заказ. В том самом месте, где будто бы брат Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.

VII. Тест

VIII. Краеведческий материал.

- С именем этого удивительного человека связана история нашего края. В 1894 г. Л.Н.Толстой гостил у графа Черткова на х. Ржевск. Дружба Черткова и Толстого с самого начала была скреплена их совместной деятельностью по созданию книжного издательства для народа.

На этом наш урок закончен. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, ответить на вопрос № 7 стр. 186.

Категория: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика