Урок музыки "Церковное песнопение" - МУЗЫКА - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [16]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » МУЗЫКА

Урок музыки "Церковное песнопение"
09.06.2014, 15:07

Цели:

  1. Прикоснуться к красоте и гармонии религиозно-духовной музыки и к храмовой архитектуре как части духовной культуры.
  2. Узнать, что такое духовная музыка, и познакомиться с ее видами.
  3. Найти отличительные особенности церковной музыки от советской.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано.

Ход урока

Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?

Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Духовная музыка  – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту.

Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?

В области религиозно-духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философский мысли: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.

Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам.

Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва).



Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?

Во-первых, обиходная музыка – богослужебная, предназначенная прежде всего для исполнения в храме. Ее задача – дополнять и усиливать молитвенное состояние. Она как бы «собирает» человека, дисциплинирует его мысли, чувства.

Во-вторых, согласно традиции православного богослужения, это музыка для хора без сопровождения.

А духовная музыка для концертного исполнения – самодостаточная, стремящаяся донести богословское и нравственное содержание богослужебного или религиозного текста через эмоциональное переживание слушателей в условиях концертного зала. Эта музыка может использовать певческие голоса в сопровождении различных инструментов или оркестра. Сюда же можно отнести и инструментальную музыку без текста, использующую узнаваемые мелодии православного богослужения.

Духовная музыка совмещает в себе богослужебные особенности и концертные достоинства.

Служба в православном храме – это прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся?.

Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

(Спеть из молебна хор «Царю Небесный», мелодия которого легла в пьесу «В церкви» П.И.Чайковского. Композитор использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» на шестой глас. Интересно сравнить звучание этого напева в оригинальном изложении и в обработке П.И.Чайковского. Изменения совсем небольшие.)

Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдении мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.»

Вопрос учителя:
- Может ли ребенок после такого настроя совершать плохие дела, не слушать взрослого, обижать других людей?

Вопрос учителя:
- Что же объединяет эти пьесы?

Возвышенное, сосредоточенное звучание, направляющее человека на размышление, раздумье. Спокойный размеренный ритм, сдержанная, как бы говорящая мелодия. «Утренняя молитва» - светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожидания нового дня, вечерняя же молитва – немного печальная, грустная, но как  первая, возвышенная, вдумчивая).

Так же начинался и заканчивался учебный день в гимназиях, лицеях, церковно-приходских школах – молитвой. В утренней – ученики просили Бога дать внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу Отечеству. А в молитве после учения они благодарили Бога, учителей, родителей за просвещение и воспитание, ведущих к познанию блага жизни.

Вопросы:

  1. Какую музыку называют духовной?
  2. Какие виды духовной музыки вы знаете?
  3. Чем отличается церковная музыка от концертной?
  4. Почему в дворянском сословии во второй половине XIX века начинался и заканчивался день молитвой?
Категория: МУЗЫКА | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 490 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика