Урок русского языка "Фразеологизмы в русской речи" - РУССКИЙ ЯЗЫК - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [99]
ПИСЬМО [28]
РУССКИЙ ЯЗЫК [66]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [6]
МАТЕМАТИКА [72]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [79]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [39]
ОБЖ [38]
ФИЗКУЛЬТУРА [23]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [16]
МУЗЫКА [8]
ИЗО [59]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок русского языка "Фразеологизмы в русской речи"
09.06.2014, 17:50

Цели: Показать истоки возникновения фразеологизмов; обогатить словарный запас учащихся; прививать интерес учащихся к изучению мифов Древней Греции.

Оборудование: рисунки с изображением машины времени и пунктами назначения (Древняя Греция; Феодальная Европа; Русь Златоглавая); рисунки с изображением людей разных профессий (повар; моряк; портной; сапожник); изречение К.Пруткова; выставка книг и словарей, индивидуальные карточки, ребусы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводная часть

Учитель: Тема нашего урока - фразеологизмы. Сегодня мы совершим путешествие на машине времени в прошлое, чтобы понять, как зарождались фразеологизмы, как их использовали ранее и применяют сейчас. Для этого нам нужно построить машину времени. Каждый ваш правильный ответ - винтик в построении нашей машины.

3. Словарная работа

У.: Вам нужно услышать во фразеологизме словарное слово, записать его, а устно дать объяснение значения каждого фразеологизма.

(Один ученик работает у доски, а остальные - в тетрадях.)

Как об стенку горох, ветер в голове, дать берёзовой каши, стреляный воробей, считать ворон, медведь на ухо наступил, сапоги каши просят, как кошка с собакой (живут), трещит как сорока, яблоку негде упасть, как корова языком слизала

4. Изучение нового материала

У.: Машину мы построили. Начнём путешествие с Древней Греции.

(Демонстрация изображения пункта назначения.)

– У древних греков было много мифов, связанных с богами. Самый главный…

Д.: Зевс.

У.: Но сегодня на уроке прозвучит легенда, которая косвенно связана с Зевсом. Это миф о яблоке. (Демонстрация яблока.)

Это яблоко простое, а бывает ЗОЛОТОЕ. Вот о нём-то и пойдёт повествование.

(Ученик рассказывает о возникновении выражения ЯБЛОКО РАЗДОРА и демонстрирует книги с мифами)

5. Минутка чистописания

У.: Запишите новый фразеологический оборот ЯБЛОКО РАЗДОРА.

(Дети выполняют задание.)

– Что же обозначает выражение ЯБЛОКО РАЗДОРА? Когда так говорят?

6. Повторение изученного материала

У. Мы с вами на уроках внеклассного чтения знакомились с мифом об аргонавтах. Кто это? Почему их так назвали? Какова цель их путешествия?

На доске:

Аргонавты – это м…фическ… учас…ники перв… дальн…плавания на к…р…бле (А/а)рго, которые, преодолев препятствия, завладели з…л…тым руном.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

– Объясните свой выбор.

7. Развитие речи

У.: Есть в русском языке другие словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ. Например: золотая рожь, золотое кольцо, золотые руки. Какое из этих выражений отнесём к фразеологизмам? Что значит ЗОЛОТЫЕ РУКИ? Почему так говорят?

8. Физкультминутка

9. Развитие речи (продолжение)

У.: Передвигаемся дальше по ленте времени. Итак, мы в ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ.

(Демонстрация изображения пункта назначения.)

– Представьте: замки, окружённые высокими стенами и глубокими рвами, заполненные водой; рыцари в сияющих доспехах, верхом на лошадях; прекрасные дамы в длинных платьях и простые люди, которые шили эти платья, пекли хлеб, ковали мечи, привозили из дальних стран товары. Всё это они делали для своих господ-феодалов.

(Демонстрируются рисунки с изображением моряка, сапожника, портного, повара.)

– Соотнесите рисунки и выражения. Людям каких профессий они принадлежат?

На доске:

два сапога пара
тёртый калач
на живую нитку
отдать концы

У.: У каждого народа есть свои фразеологизмы. Есть они и у нас. Следующий пункт назначения – РУСЬ ЗЛАТОГЛАВАЯ.

Подберите однокоренные слова к слову Русь. Запишите.

(Дети записывают слова: Русь, русский, русич.)

– Выделите корень. Чудо, правда? У слов есть корень. А где ещё встречается корень?

(Дети дают ответы.)

– Корень – основная, главная часть. Слово КОРЕНЬ имеет много значений. Как называются слова, имеющие несколько значений.

Д.: Многозначные слова.

У.: Часто в средствах массовой информации (газеты, телевидение) используют изречения. Одно из таких выражений принадлежит К. Пруткову. Оно звучит так: ЗРИ В КОРЕНЬ. Как понять это выражение?

(Дети дают ответы.)

У.: У любой страны, у любого народа есть свои предания, легенды, мифы, сказки. В наших сказках часто используются животные, которые умеют плакать, разговаривать, то есть качества людей приписываются животным. И во фразеологизмах животные занимают не последнее место.

Выберите из слов, которые даны в скобках, те, которые используются в составе фразеологизма.

(ЗАЯЦ, КОЗЁЛ, КОТ) НАПЛАКАЛ
(МЕДВЕЖЬЯ, ВОЛЧЬЯ, СОБАЧЬЯ) УСЛУГА
ЗНАЕТ (СОБАКА, КОШКА, ЛИСИЦА) , ЧЬЁ МЯСО СЪЕЛА

(Выполнение задания детьми, обоснование выбора слова, объяснение значения фразеологизма, запись в тетрадь.)

У.: Фразеологизмы очень живучи. Они появились очень давно, жили до нас, живут сейчас, будут, я думаю, жить и после нас.

А зачем народ создавал эти фразеологизмы?

Д.: Самобытность речи, меткость изречения, эмоциональность, красочность языка.

У.: Так как фразеологизмы используются и в наши дни, то давайте воспользуемся своими знаниями и создадим более красочный меткий репортаж со стадиона. На стадионе проходит игра между двумя командами мордиков. Кто такие мордики? "Включите” воображение. У каждого из вас будет своё представление об игроках.

(У детей индивидуальные карточки с текстом.) 

– Замените выделенные слова фразеологизмами.

(Ответы детей.)

– Запишите любые два предложения с фразеологизмами.

10. Закрепление изученного материала

У.: Мы знаем, что фразеологические сочетания - устойчивые обороты речи, характерные для данного языка. Следующее задание проверит ваше умение в правильном построении фразеологизма. Вам нужно исправить слова, чтобы получить верные выражения.

На доске:

Он был упрямым, хоть палку на голове теши. Ребята пожелали ему ни пуха ни костей. У нашего Романа медвежий аппетит.

(Дети работают самостоятельно.)

– Посмотрите, художник нарисовал такие картинки, что трудно разобраться. Может вы расшифруете?

(Работа с ребусами.)

– А вот эти фразеологизмы тесно связаны с вашим домашним заданием: зарубить на носу, вешать нос, водить за нос. Что общего в этих выражениях?

11. Домашнее задание

У.: Найти и записать фразеологизмы со словом НОС. Для работы используйте словари.

(Демонстрация справочной литературы.)

12. Итог урока

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика