Чудо в решете - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ - Каталог файлов - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ЧУДИКИ РАЗВИВАЮТСЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ
ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
Категории раздела
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАСТОРМОЖЕННОСТИ [16]
САМООРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ [27]
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ОБУЧАЕМОСТИ [13]
РЕШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМ [23]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ [18]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ » НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Чудо в решете
28.04.2016, 15:13

Степка до 9 годов у бабушки рос. Его мать бабушке отдала, когда троих мальцов враз родила. Ну, когда мам­ке было еще с ним вожжаться? Степка на мамку не оби­жался. А чего тут сердиться? Мать с отцом к нему час­тенько приезжали, гостинцами угощали. А у бабушки ему было хорошо, в одном ему только не везло. У бабушки деревня - малым-мала, а парнишек его лет не было со­всем. Восемь девок были. А что ему, с девчонками что ли играться? Вот с бабушкой все годы и был, сказки ее слу­шал, молочко козье кушал.

А этим летом бабушка захворала, встать с постели не могла. Вот их двоих мать к себе и забрала. В родной де­ревне - пацаны! Гуляй - не хочу! Только встретили его пар­нишки, словно чужака. Подойдет он к ним - бегом от него ребятня, словно от нелюдя. Ежели об чем судачить нач­нут, да Степку рядом разглядят - сразу замолчат. Видит Степка, он же не дурак, что-то тут не так... А как узнаешь? Все молчат...

Нынешним вечером он на речку пошел не сам. Так выш­ло. Вернее, мать на крыльцо вышла, а у нее в руках - гор­шок со щами сегодняшними. Все щи-то нынче не съели, вот она их в погреб и несла. А Степку угораздило как раз в тот миг на крыльцо снизу вбежать. Чего-то важное ска­зать хотел, да не успел. Как головой об дно горшка того врезался - враз забыл, что сказать спешил. Враз память отшибло. Степку всего, с головы до ног, щами и окатило... Хорошо еще щи холодные были. А то бы беда!

На ушах да волосах сразу застряла капуста, за пазухой - мокрота да куски картохи... Мать сначала напугалась сама, а потом и давай смеяться-хохотать. А Степке вовсе не до смеха! Мать с него капусту снимать начала, а потом махнула рукой и в избу вошла. Вынесла чистую рубаху да штаны и велела на реку идти. Говорит, мол, хочешь в реке ополоснись, а хочешь - в кадке прополощу! Да в той ста­рой кадке лягушки живут! Мать сразу: откуда-откуда? От­туда! Степка сам здоровенную жабу в кадку с водой опус­тил. Третьего дня. А она: откуда? Не знал бы - не говорил!

Ну, на речку и припустил. Огородами бежал. По дерев­не-то - стыдоба! Сам - во щах, и капуста на ушах! Преж­де сам в воде ополоснулся, потом одежу помыл-постирал. Чистую рубаху да штаны на траве разложил: пока сам ку­паться станет - высохнут! А водица вечерком - теплым тепла! Уж когда солнце садилось, Степка из воды выле­зал. Вылез на берег и ахнул: сухая одежа - вот она. А постиранной нет, как и не было... Ни рубахи, ни штанов. На траве поискал, в кустах пошарил - нет! Как корова язы­ком слизала. Да и не было тут никаких коров. Вертелся тут один рыжий пес, ну не он же штаны с рубахой унес?

Пришел домой - матери все обсказал, а та не верит... А на другой день поверила. Шла она к колодцу за водой и глянула мимоходом к Ворониным во двор. А там на верев­ке одежа Степкина и висит: и рубаха, и штаны. Поставила мать ведра у калиточки, да к ним во двор. У Федькиной матери спросила, мол, откуда у вас эти штаны да рубашка? А Федькина мать и говорит:

- Хочешь - верь, а хочешь - нет. Открываю нынче ут­ром дверь, а на крыльце - узелок. Развязала - а в нем бе­лье, чуть, правда, влажное. Вот и повесила просушить. А оно что твое?

- Так Степки мово! - Мать говорит. - Вчера на реке потерял...

Мать одежу домой принесла, Степке на кровать ки­нула:

- На! Раззява! Бери свою одежу!

Да и рассказала сыну, где да как ее нашла. Одного она понять не могла: кто ее с берега-то стащил? А Степка клянется, что один он на реке был. А еще рыжего пса помина­ет. Тут мать и говорит:

- Постой! А рыжий пес - не Трезорка ли? Точно, у Ворониных Трезорка-то - рыжий! Вот он, небось, одежу к себе домой и принес?

- Ага! А узлом одежу я ему, что ли, связал? - Степка ехидно сказал.

Мать махнула рукой: разбирайся, мол, сам. И ушла в огород. А Степку прямо любопытство берет. Ну, к Федьке Воронину во двор и побежал, все ему и обсказал. Федька внимательно Степку выслушал и решил: это дело надо обсудить! С ребятами. Собрал Федька всех мальчишек и велел Степке снова все обсказать. Степка опасался, что над ним станут смеяться: ну, над щами-то. Но никто из ребятни даже не улыбнулся. Решили это дело разведать. Двое парнишек помладше стали за Трезоркой следить. Ну, а другие, как всегда, побежали на речку купаться. И Степ­ку с собой позвали, чтобы место показал, где одежду потерял. В этот день Степка чуть к обеду не опоздал. С ре­бятами играть-нырять было, знаешь, как весело?!

А дня через два собралась вся ребятня в лес по грибы. Степка, конечно, со всеми пошел. И грибов полную кор­зину нашел. Ну, присели перед обратной дорожкой на опушке. Кто как отдыхает, кто еду, из дома взятую, умина­ет. А встали домой идти - Степкиной корзинки нет! Он-то думал, кто пошутил? А потом уж решил: не шутил с ним никто. Все искали его грибы, все ползали за его корзиной. Но та как сквозь землю провалилась. Пришлось Степке с пустыми руками домой возвращаться. А стыд­но. Ноги, прямо, не идут.

Тут и сказал Федька Воронин:

- А ну, скинемся по пять грибов! Степка, рубаху готовь! Только, чур, не жмотничать! Самые мелкие не выбирать!

Все шли из леса довольные, даже Степка. Он тоже гри­бы в своей рубахе нес. Одно его тревожило: что мамка про корзинку скажет? Потому он честно ей все и обсказал. Мать к ужину грибов с картошкой нажарила, а за столом все же про корзинку потерянную попеняла...

А на утро, чуть свет, к ним в окошко-стук... Мать дверь отворила и с кем-то в сенях заговорила. А потом в избу вошла и на пол поставила... корзину со Степкиными гри­бами. Говорит: мол, дядька Матвей Лузгин с утра на ры­балку спешил. А возле его баньки корзинка наша с грибами и стоит. Дядька Матвей корзину признал да к ним и принес... Вот и все...

Прямо с утра кинулся Степка к Сашке Лузгину. Ему все обсказал. Ну, а уж потом и всем ребятам повторял. Эти двое ребят, что за Трезоркой глядеть приставлены были, честно за ним следили. Трезор корзины не воровал. Да и с чего бы ему корзину с грибами в чужой двор нести? Пря­мо чудо в решете!

Матери дома Степка и про Трезора обсказал, и про то, как ребята ему самому грибы давали. Ну, мать и велела: всех парнишек к себе созвать на пироги с грибами. Надо же народ отблагодарить за добро да за выручку...

Целый вечер провели ребятишки у Степки в избе. Пили чай с пирогами, про чудеса сказывали сами. А потом на­чала бабушка им свои сказки сказывать. Слушали тихо, кажись, не дышали. А Степка в тот день больше всех порадовался: вон, мать какие пироги напекла! А какие ба­бушка сказки знала!

Через неделю собрались ребята вместе на рыбалку на Дальнее озеро пойти. И пошли. Только, почитай, зазря ноги били да у воды полдня сидели-тужили. Только у Ти­мошки да у Степки рыбалка не напрасной оказалась: у Тимошки три пескаря, а у Степки два окуня. А у всех дру­гих - ни-че-го! А как домой собрались идти - нет рыбы! И у кого? У Тимошки! У Степки лежит на траве, а Тимошкиной - нет нигде! И вправду чудо в решете...

Все обыскали - так и не нашли. Домой усталые и злые шли. А больше всех скорбел Тимошка. У самой деревни остановился Степка и говорит:

- Видать, этот, который со мной балует, нашу рыбу перепутал... Хотел взять у меня, а попалась твоя. Знаешь что, бери мою! У тебя, я знаю, мамка шибко любит рыбку. Правда, у меня не пескари, а окуни - но зато твоих покрупнее. На жаренку хватит!

Тимошка было отказаться хотел, а другие ребята его уговорили. Сказали: мол, у Степки семья большая. Что им два-то окуня? А мамке Тимошкиной и этого хватит. Спра­ведливо же?!

А Федька Воронин предложил назавтра уж на Синее озеро пойти на вечернюю зорьку. Недалеко, и рыбы там больше. Его и Сашка Лузгин поддержал, а Степке он но­венькое грузило «за так» отдал.

Наутро следующего дня - снова новость! Теперь - от самого Степки. На столбушке у калиточки его дома нашли младшие братишки рыбу Тимошкину! Трех пескарей. Ну, Степка и снес их ему скорей. Целый день потом разговор про чудо это вели.

Вечером бабушке нездоровилось, оттого она сказок и не сказывала. Зато Степка младших братьев своих на по­стели собрал, и сам про себя да чудо в решете рассказал. Мальчишки его слушали-слушали, а потом и давай пытать: а кто, мол, чудо это сделал? Кто тогда одежу сырую ста­щил? Кто корзину унес? Кто чужую рыбу им домой при­нес?

Так спрашивали, будто Степка все на свете отгадывать умеет. На то оно и чудо в решете, что ответов нет нигде! А вот бабушка с постели тогда сказала:

- Если б чудо не свершилось, то и дружбы не случилось! Я гляжу: у тебя тут друзей - как в Синем озере карасей! Тебя раньше ребятишки за чужака считали, вот в игры свои и не принимали. А теперь ты им свой стал. И всего за месяц? Вот это - чудо в решете!


Нравственный урок.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Один за всех и все за одного.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Как аукнется, так и откликнется.

Друзья познаются в беде.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.


Воспитание добрых чувств.

Что привело Степку к Федьке Воронину?

Почему так поступил Федька в Степкиной истории?

Как относились ребята к Степке в начале сказки и как в конце? Почему?

Какие добрые поступки позволили ребятам сдру­житься? Речевая зарядка.

Как вы понимаете выражения: «как корова языком слизала», «как сквозь землю провалился», «за так отдал»?

«Если б чуда не свершилось, то и дружбы не случи­лось...»

Почему так сказала бабушка?


Развитие мышления и воображения.

Как можно объяснить выражение «чудо в решете»? При чем тут решето и зачем оно в сказке названо?

Кто мог взять у Степки одежду на берегу, а затем под­кинуть узелок в чужой двор?

Куда могли деваться грибы с корзиной из леса?

Откуда появились пескари на Степкином заборе?

Что было бы со Степкой, не случись все эти чудеса?


Сказка и экология.

Сможет ли Степкина лягушка жить в бочке с дожде­вой водой и почему?

Какие грибы вы встречаете в лесу и какие из них съе­добные, а какие нет?

Почему так, получается: стоит кому-нибудь помочь — и этот человек тебе становится желаннее и приятнее?


Сказка развивает руки.

Предложить детям с привлечением родителей создать композиции из природного материала «Лесная поляна» и «Рыбалка на реке». 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: способствовать осмыслению важнейших проблем человеческого общения: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; делай людям добро — и оно к тебе вернётся; помоги другому — и у тебя самого прибавится друзей; умей делиться; доброта и сердечность рождают понимание, а понима­ние — друзей.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивиду­альная.

Вопросы по содержанию.

Где и почему провел свое раннее детство Степка? Почему парнишки в отчем селе Степку сначала не при­няли?

Что произошло на озере и почему мама Степке не пове­рила?

Что доказывает, что парнишки поверили Степкиному рассказу?

Зачем парнишки решили отдать Степке по пять гри­бов?

Чем Степка отплатил Тимошке за доброту деревенских парнишек?

Как уговорили ребята Тимошку, чтобы тот взял Степкину рыбу себе?

Как объяснил Степка своим младшим братьям «чудо в решете»?

Какими словами объяснила бабушка дружбу Степкину с местными парнишками?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для работы с этой сказкой целесообразно выбрать коллективную или групповую формы, если основной смысл сказки педагог хочет свести к выработке навыка межличностного общения и взаимопонимания в кол­лективе, к воспитанию эмоциональной отзывчивости на чужую боль или радость. Эмпатия, то есть сопережива­ние, доступны не каждому ребенку от рождения, и сча­стливы те педагоги и родители, которые обнаружили этот дар в ребенке.

Однако и остальным детям надлежит взаимодейство­вать в человеческом обществе, а значит, научиться со­переживать окружающим людям, даже если этого качества от рождения в ребенке и нет.  Осознание необходимости умения сопереживать приходит к ребенку постепенно, под воздействием бесед, опыта взаимодействия и, конечно, с помощью сказок. Последний способ - наиболее безболезненный и доступный для ре­бенка старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Если у ребенка этого возраста не сформировать способ­ность к сопереживанию, то бесполезно родителям в даль­нейшем упрекать сына или дочь в черствости, равнодушии и неумении отозваться на чужую боль и беду. Поэтому именно родителям необходимо вовремя выявить отсут­ствие у ребенка способности к сопереживанию и исполь­зовать сказку для восполнения недостатка эмпатии.

Категория: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ | Добавил: admin | Теги: Нравственное воспитание в школе, эстетическое воспитание, учимся добру, притчи для детей и взрослых, культурное воспитание, сказкотерапия в школе
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА

СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика