Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ [17]
ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ. ГДЕ ЛОЖЬ, А ГДЕ ФАНТАЗИЯ? [21]
РЕШАЕМ ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО СОВЕТАМ ПСИХОЛОГА [11]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ ПО-НОВОМУ" [52]
ШКОЛА ДЛЯ "ТРУДНЫХ" РОДИТЕЛЕЙ [18]
ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА [23]
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ [22]
КАК УЧИТЬСЯ С ИНТЕРЕСОМ [17]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ » ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Индивидуальные формы поведенческих типов

Каждый из поведенческих типов существует в конкретных индивидуальных вариантах. Их можно сравнить с отдельными линиями развития, которые в разных направлениях расходятся из единого симптомокомплекса. При наличии общего ядра признаков в каждом из этих вариантов содержатся свои вероятные пути развития, свои формы развертывания неповторимого человеческого характера.

Так, анализ индивидуального варианта развития уступчивого типа показал, что у мальчиков этой группы возможны трудности с формированием мужской идентичности. Обратимся, например, к истории развития Бори Р.


Боря Р., 9 лет (обследование в 3 и 5 кл.)

В экспериментальную группу был отобран безоговорочно, поскольку и учитель, и мама были обеспокоены снижением работоспособности и успеваемости мальчика, связывая это с особенностями его характера.

Преподаватель отмечала «завышенную самооценку» ребенка при недостаточных умениях и усилиях, его плаксивость и раздражительность. Мама мальчика говорила о невыполнении заданий музыкальной и общеобразовательной школ, а также о переживаниях и «истериках» Бори, когда ему делаются замечания. Примечательно, что родители, имея гуманитарное образование, замечания делают корректно. Так, в частности, мать объяснила мальчику, что закончить музыкальную школу «достойнее», чем просто бросить ее. Поэтому чувствительность Бори, которую мать называет «истериками», вызывается его обостренным отношением к мнению окружающих, а не формой, в которой сделаны замечания.

Важную роль в жизни мальчика играет отец. Находясь в заграничной командировке, он периодически берет сына к себе в Лондон. Когда же мальчик живет дома, с мамой и младшим братишкой, фотография отца водружается на стол, и Боря присваивает себе роль человека, ответственного за семью. Он контролирует брата, занимается с ним подготовкой к школе (учит писать, считать), общается с друзьями мамы, кстати, находя их более интересными, чем собственных1.

Примечательно, что при двух обследованиях мальчик выполнял автопортрет в солидной деловой манере, изображая себя деловым человеком в строгом костюме и с дипломатом в руках2. Участвуя в игровой экспериментальной ситуации в третьем классе, Боря выступил в роли директора канала телевидения, а затем, в пятом классе, – в роли президента страны, дающего интервью на телевидении. При исполнении ролей он сумел детально воспроизвести их внешний поведенческий рисунок: был немногословен, держался уверенно, делая размеренные паузы в речи. Игра настолько увлекла его, что на начальном этапе, когда дети слушали инструкцию экспериментатора и разбивались на команды, он горячился, перебивая других и краснея от возбуждения. Однако он быстро овладел собой и затем, напротив, следил за соблюдением правил и выполнением дисциплинарных норм в своей команде, напоминая товарищам о поведении, когда ребята слишком увлекались.

При обследовании мальчик отмечал, что не любит, когда им командуют. Иногда его поведение выглядело как стремление покровительствовать и опекать, оказывая поддержку. И все-таки это было именно стремление помогать и вести себя достойно, а не доминировать, оказывая помощь, что подтверждается, в частности, рисунками семьи. Оба года Боря изображал себя в приниженном положении: либо на коленях рядом с братишкой (см. Приложение 9, рис. 9), либо распростертым на полу во время уборки комнаты. Это же качество – умение помогать – мальчик отмечает в матери и некоторых своих друзьях. Кстати, при выполнении рисуночной пиктограммы он всегда рисовал себя среди одноклассников. Оба года он называл в круге общения по 6–7 сверстников, почти полностью повторяя этот перечень и попутно размышляя о личностном общении с ними: «Всех люблю», «Он не всегда мне доверяет…», «У нас деловых отношений нет», «Мы ничего не скрываем друг от друга», «Я даже не думал: я очень хорошо схожусь с людьми». Кроме того, у него есть особенный друг, отношениями с которым Боря очень дорожит. А вот степень его близости с остальными названными детьми можно подвергнуть сомнению, так как оба года мальчик отдавал предпочтение домашним занятиям наедине с педагогом, а не совместным, с одноклассниками, урокам в школе. Боря объяснял свой выбор следующим образом: «Вдруг заболею. Мне же неудобно вынуждать друзей приносить задание, звонить, и самому это надоест. А так или ты к учителю, или он к тебе, и спокойненько занимаешься» [ответ приводится дословно].

Отдельные детали, говорящие о том, что внешне общительный Боря тяготится собственной доброжелательностью и терпимостью, проскользнули и при повторном обследовании, когда он изобразил себя уже на заднем плане среди одноклассников, когда рассказывал о сверстниках: «…подставляют иногда, это неприятно. Когда я натерпелся, я ударил, и мне в дневнике написали». Жалобы на грубость одноклассников промелькнули в рассказах о правилах вежливости, принятых в английском колледже.

В работе по методике С. Розенцвейга у Бори преобладали «приглаженные» ответы: часто звучали слова «извините», «хорошо», «ладно», «пустяки», «как скажешь». В пятом классе, хотя и появились отказы («нет», «не дам»), общий примиренческий тон сохранился. В итоге в два раза увеличился, достигнув 6,5 балла, и без того высокий показатель трансформации агрессии. Превысил возрастную норму показатель препятственно-доминантных реакций и снизился ниже возрастной нормы показатель реакций потребностно-упорствующего типа.

В 5 кл. снизилась самооценка, а оценка себя с позиций сверстников (последняя была благополучной, почти высокой, при обследовании в 3 кл.) стала отрицательной.

Тревожные симптомы в развитии мальчика выразились в его недовольстве отношениями со сверстниками и взрослыми, усилении депрессивных настроений, обидчивости, хотя учителя в пятом классе отметили и другое – улучшение учебных показателей. Примечательно, что мальчик периодически вспоминает о воле, как черте человеческого характера (например, об отце говорит, что у него твердый характер, что он не очень любит медлить, что у него есть воля).

Достаточно явно обнаруживается противоречивость внутреннего мира Бори: он представляет себя общительным человеком и одновременно проявляет осторожность и недоверие по отношению к новым людям (и при первой встрече с экспериментатором, и при его предложении поменять товарища по парте и посидеть с новым одноклассником). Вместе с тем одиночество тяготит ребенка: самое первое воспоминание (и самое сильное) он отнес к четырехлетнему возрасту, когда родители ушли, оставив его одного. «Еле отошел», – повторяет он слова из рассказов родителей. И далее идут ранние воспоминания об ушибах, неудачных падениях, в которых звучат страх одиночества и боли.

На рисунке несуществующего животного Боря при обследовании в 3 кл. изобразил кота, а на следующий год – «кото-лисо-скунса» женского пола. Хитрость как черту, присущую семейству кошачьих, мальчик называл оба раза, отмечая, что животное необходимо приручать. В 5 кл. «тройственный» образ «кото-лисо-скунса» приобрел негативные качества. Боря даже наделил его неприятным запахом. С одной стороны, изображенное Борей животное любит людей, а с другой стороны – охотится и имеет врагов. Но, соответствуя больше женской, чем мужской линии поведения, мальчик действительно мягок, терпелив, ориентирован на семью и взаимоотношения с окружающими.

Диагностика показала, таким образом, проблемы снижения самооценки и искажения половозрастной идентичности. Внутренний мир мальчика конфликтен: Боре свойственны высокий уровень притязаний и принижение, подавление себя на фоне или в присутствии других. Он послушен, вежлив, острожен, но не получает удовлетворения от такой «правильности» и часто недоволен собой. Отсюда вспышки раздражения и обиды, прежде всего на самого себя, излишняя осторожность в общении с новыми людьми.

Внутренняя неудовлетворенность уступчивых детей менее заметна, чем открытое недовольство, которое способны проявлять доминирующие школьники. Их проблемы, даже при относительно спокойном варианте развития, на фоне уступчивых учащихся проявляются более явно и выпукло. Стремясь самоутвердиться, дети доминирующего типа поведения претендуют на школьные успехи, не обнаруживая при этом необходимой познавательной мотивации. Чтобы проследить, как в обычной школьной жизни доминирующий тип справляется с учебными проблемами, приводим историю характерологического развития Кати Г.


Катя Г., 9 лет (обследование в 3 и 5 кл.)

В целом развитие Кати протекает достаточно благополучно, девочку не причислишь к «группе риска». Тем не менее в беседе с психологом родители назвали то, что беспокоит их в Кате: отсутствие тщательности и кропотливости при выполнении домашних заданий, поверхностность в учебе и вместе с тем самоуверенность и самолюбование. Это может вызвать удивление, так как и отец, и мать Кати относятся к творческой интеллигенции, работают в сфере искусства и способны дать ей многое в духовном плане. Однако родители девочки разведены, и Катей занимаются дедушка и бабушка.

Помимо школьных уроков девочка увлекается танцами, любит аэробику; у нее приятная внешность и хорошие манеры. Однако родителей беспокоит ее склонность к полноте, и фигура для Кати, которая отличается активностью и любит выступать перед публикой, – самая серьезная проблема в жизни. На рисунках и в третьем, и в пятом классах девочка предпочитала изображать себя в купальнике. При этом неизменно приукрашивала себя, рисуя стройной и тонкой, по-женски кокетливой, с длинными ресницами, игривым взглядом и губами сердечком.

Познавательные мотивы в рисунках 3 кл. практически не просматривались. Так, например, на рисунке «Я в школе» девочка изобразила себя опаздывающей на урок и бeгущей по пустому коридору. В 5 кл. все свои рисунки Катя украсила эмблемой – сердцем, пронзенным стрелой, – и надписями «Love». Тематика такого рода свидетельствовала о более интенсивном, чем у одноклассниц, психосексуальном развитии (см. Приложение 9, рис. 1-).

Выполнение методики дифференцированной самооценки С. Хартер показало, насколько завышена самооценка девочки. Ее убежденность в собственной привлекательности, обаянии и всеобщей любви выразилась в сплошных высших баллах по всем заданиям. Интересно, что и в пятом классе подавляющее большинство ответов осталось на той же высокой отметке, хотя все-таки появилось пять «вероятностных», а не категорических, однозначных ответов, предпочитаемых в 3 кл. По методике изучения самооценки Дембо – Рубинштейн дифференциация самооценок также была незначительной. Катя поставила себе средние баллы по субшкалам «послушная», «внимательная», «грамотная».

Среди детей с индивидуальными характерологическими особенностями только у нее была самооценка, завышенная до такой степени. Менее высокими, по мнению девочки, были оценки ее со стороны сверстников: они оказались бы на 5–7 баллов ниже, чем ее собственные, и не удовлетворяли Катю.

Среди одноклассников Катя выделяется устойчивым, радостным настроением, готовностью к новым увлекательным занятиям. Она общительна, и ее круг общения в третьем классе включал семерых детей, брата, котика Барсика и морскую свинку. Называя друзей (Катя начала с дворовых знакомых и продолжила разговор рассказом о школьных приятелях), девочка постоянно говорила об интересных играх, которые они устраивают. Да и в школе ей интересно, потому что «дома если будешь сидеть, ни с кем не познакомишься». Таким образом, в 3 кл. подбор друзей осуществлялся по принципу компетентности в играх, в 5 кл. она называла тех, с кем вместе занимается танцами. Друзья, как считает Катя, настолько важны для нее, что, учись они в другой школе, она тоже перешла бы туда. Однако у одноклассников и Катя, и ее активность вызывают неоднозначное отношение. Беглые замечания детей о Кате, мимолетные отзывы родителей одноклассников, прозвучавшие в беседах с психологом, не подтверждали уверенных и легких, «праздничных» рассказов самой девочки о ее дружбе со сверстниками. Одноклассников и их родителей отталкивает явное желание девочки стать первой, быть на виду, а также ее избирательное отношение к детям в зависимости от их статуса в классе. Лишь родная бабушка Кати, напротив, стремилась подчеркнуть ее «чувство справедливости и ласку». Интересно, что ни она с дедушкой, ни родители не попали в названный Катей в 3 кл. круг общения. В 5 кл. родители были упомянуты с красноречивой оговоркой: «…общение на том же уровне, что и с детьми, но связано с развлечениями. Мама – с музыкой, особенно с музыкальной школой, папа – с поездками на машине по выходным дням и с кафе». Кстати, девочка убеждена, что одноклассники любят ее дедушку, поскольку он организует для них праздники и «огоньки».

У пятиклассницы Кати хуже стали отношения с учителями. Педагоги говорили о девочке как о средней ученице, не очень грамотной, да и Катя изо всех уроков выделила как любимый урок труда, а не какой-либо основной предмет. В 3 кл. при выполнении методики сказочного семантического дифференциала учительница была для нее воплощением Золушки, мягкой, любящей, заботливой. В 5 кл. девочка поместила классного руководителя между Снежной Королевой и Мальвиной и оговорилась, что у нее нет особого желания выполнять учительские поручения. Преподавательница тоже отметила, что у Кати нет заинтересованности в общении с учителем, что временами девочка может быть обидчивой, вспыльчивой, раздражительной. На этом фоне более явно выступили и те симптомы, которые можно было заметить при обследовании в 3 кл.: низкий показатель решаемости проблем по фрустрационной методике С. Розенцвейга, преобладание форм доминирующего типа поведения во время игровой экспериментальной ситуации, отсутствие особой моральной щепетильности в юмористических рассказах и репликах Кати. Так, героиня ее рассказа, без разрешения, в одиночку съевшая банку варенья, сожалела об этом только тогда, когда узнавала, что банка предназначалась для торта к ее дню рождения. К тому же показатель агрессии по методике С. Розенцвейга за год вырос на 6,5 балла, достигнув 11 баллов, тогда как показатель трансформации агрессии увеличился только на —,8 балла и стал равен 1,8 балла. В репликах, которыми сопровождалось выполнение методики, отчетливо звучали ирония и язвительность по поводу изображенного на картинках. Вместе с тем в ситуациях общения со взрослыми Катя сохраняла уверенный, требовательный тон обожаемого всеми ребенка. С рисунков «Я в школе» и «Я дома» (5 кл.) исчезло собственное изображение, а вместо этого на них появились школьно-письменные принадлежности. Сохранилась густая тревожная штриховка всего листа рисунка.

При повторном обследовании вновь проявилось стремление девочки руководить. Оба года в условиях конкурса на лучшую программу (задание экспериментальной ситуации) Катя быстро подбирала девочек в свою команду. Внешне это выглядело как своеобразный «захват»: Катя обнимала подружек за плечи, заглядывала им в глаза и ласково, но уверенно сначала рассаживала их, распределяла роли, а затем и организовывала выступление. Оно было успешным, ярким, интересным. Но готовила его Катя, а остальные участники команды лишь озвучивали ее программу.

Итак, симптомы, слабо выраженные в 3 кл., в 5 кл. проявились более явно. К ним можно отнести и желание быть на виду, и легковесность суждений девочки, и ее неадекватную завышенную самооценку, и отсутствие серьезных усилий в учебе. Все это может обернуться против самой Кати, когда школа потребует значительной подготовки и трудолюбия, а друзья будут ждать глубокой и самоотверженной привязанности. Однако Катино стремление быть вместе с одноклассниками, ее артистические наклонности создают возможность для того, чтобы избежать будущих проблем.

Катино отношение к учебе подтверждает, что дети доминирующего типа поведения, отличаясь высоким уровнем социальной мотивации, менее склонны к развитию познавательной мотивации. Но и среди социальных мотивов учения у них преобладают узкие, позиционные мотивы. Поэтому, даже добиваясь хорошего результата в процессе учебной деятельности, в том числе совместной, учащиеся с доминирующим типом поведения не опережают сверстников в личностном развитии, поскольку преобладающими у них всегда являются сугубо личные мотивы. Так, у Кати ведущий мотив – убеждать других в ее превосходстве. Именно поэтому она с удовольствием участвует в совместной деятельности, руководя одноклассниками с помощью ласки, убеждения и организационных навыков.

Безусловно, на развитии Кати благотворно сказываются интерес к новым играм, игровое творчество, хорошие игровые умения. Увлекательная игра невозможна без сверстников. В непосредственном общении с ними девочка прибегает к мягкому манипулятивному воздействию, а не к прямому подчинению ровесников. Сгладит ли это особенности доминирующего поведения или, напротив, усилит демонстративность, разовьет искусство манипулировать, во многом зависит от от периода подростничества, через который Кате предстоит пройти.

Безусловно, обострение или сглаживание характерологических особенностей зависит от меняющихся условий социальной ситуации развития, т. е. намечающиеся характерологические особенности поддаются влиянию среды и уместной коррекции со стороны взрослых. Наименее изменчивым среди трех поведенческих типов выглядит тип отстраненного поведения.

Устойчивость индивидуальных особенностей этих детей мешает им адаптироваться к незнакомым условиям. Поэтому наиболее сложной ситуацией для отстраненного ребенка является ситуация новизны. Естественно, чаще всего эти школьники привлекают к себе внимание в первом классе. Затем, когда учителя привыкнут к ним и убедятся, что хлопот с дисциплиной отстраненные учащиеся практически не доставляют, они периодически вспоминают о «странностях» отстраненных школьников, но особого внимания на них уже не обращают. В нашем исследовании была история развития мальчика с отстраненным типом поведения, которому пришлось по семейным обстоятельствам перейти в другую школу и вновь пройти через период адаптации.


Саша Н., 8 лет (обследование в 1 и 2 кл.)

Растет в интеллигентной семье. Его родители отличаются художественным вкусом, эстетическим отношением к жизни. Они собрали дома редкостную библиотеку детских художественных и научно-познавательных книг. Заботливы и не требуют от детей невозможного. Нестандартность поведения сына заметили быстро. Говорят о его закрытости, обособленности среди сверстников, излишней серьезности. Школьная учительница тоже признается, что ребенок долго привыкал к ней и держится в стороне от обычных детских игр.

Взрослые отмечают, что изменить Сашины привычки трудно.

Обследование показало, что, несмотря на теплые взаимоотношения, семья мальчика конфликтна. Мать жалуется на своеобразный характер отца, на то, что он по-своему видит мир и не учитывает мнение окружающих. Отец привязан к семье и детям, но считает их чем-то настолько естественным, неизменным в жизни, что свою привязанность открыто не выражает. С отцом Саша иногда ссорится. Во втором классе он признался, что просто не знает, из-за чего ссорится. На самом деле Саша, с точки зрения матери, унаследовал особенность отца видеть окружающее посвоему.

Мальчика интересуют компьютеры, НЛО, все, по его словам, «загадочное и неземное». С играми не получается: их заменяют и вытесняют книги. Саша даже рисует книги лучше, чем все остальные предметы. Кроме того, ему нравится собирать технику, хочется ставить опыты, например «солнечные». С братом он разговаривает «о парадоксах»; с приятелями, которые остались в его первой школе3, беседовал о роботах и НЛО. Он уверяет, что в своей первой школе, в той, в которой начинал учиться, имел много друзей, однако спустя девять месяцев не может вспомнить их имена. По наблюдениям психолога, Саша общался в основном с двумя интересными ему третьеклассниками по поводу загадочных явлений природы. Но приглашать детей в гости не любит и сам ни к кому из школьных знакомых не ходит, поэтому двое приятелей – для него много.

Иногда Саша беседует сам с собой, при сложном задании направляет свою деятельность вслух: «Думай, голова, думай, что сказать!». Эти элементы эгоцентрической речи свидетельствуют о достаточно отстраненной позиции по отношению к самому себе.

С людьми, даже незнакомыми, мальчик неизменно приветлив: как всякий воспитанный человек, готов помогать; совершенно не способен ругаться или спорить: «Права не имею…» А младшую сестренку, если случается не поладить, «уговаривает на мир».

Оба года, выполняя задание методики С. Розенцвейга, в конфликтных ситуациях продемонстрировал высокоответственное поведение, направленное на сотрудничество, и был одним из трех первоклассников в выборке, имеющих по данной методике хороший показатель решаемости проблем в трудных обстоятельствах. Такие качества позволяют учителю в особых случаях оставлять Сашу в классе вместо себя, хотя родителей мальчика это не устраивает: они опасаются, что возникнет противопоставление ребенка классу. Примечательно, что, участвуя в игровой экспериментальной ситуации, Саша не стремился быть первым или главным выступающим, не обнаруживал притязаний на особое внимание, хотя в беседах признавался, что хочет быть непохожим на остальных. Такое желание нетипично для младшего школьного возраста, не совпадает с возрастной тенденцией «быть настоящим учеником, таким, как остальные». Вместе с тем было заметно: Саше нравится, что его слова записывает психолог: «Все равно, что интервью…» А говоря о подготовке к поступлению в школу, он добавил: «Чтобы выделиться, надо много заниматься», – обнаружив тем самым изрядное честолюбие. Свою непохожесть на других мальчик уже чувствует, но объясняет ее только внешними данными. Он считает, что привлекает внимание сверстников и даже детей постарше потому, что кудряв, и что по этой же причине ему придумывают прозвища4.

Выполняя задание по модифицированной методике изучения самооценки Дембо – Рубинштейн, в 1 кл. Саша был непритворно удивлен, когда в ходе работы экспериментатор поставила перед ним задачу оценить себя с позиций сверстников. Как выяснилось, он никогда не задумывался над тем, что другие могут по-своему анализировать его поведение. После некоторых размышлений мальчик решил, что сверстники его не любят. Он признался, что подчас просто «уползает» от мальчишек, окружающих его на перемене. Саша также отмечал, что «надоедают» не только ему. Иными словами, вполне вероятно, он боязливо относится к попыткам детей установить с ним контакт и уже его собственное поведение привлекает внимание мальчишек.

Во втором классе в речи Саши возникло противопоставление: «я» и «они», которые «стаями нападают». «Друзья чередуются», – говорит он, так как они, с точки зрения мальчика, часто только мешают ему своими неуместными и надоедливыми обращениями. «Дел много, гулять некогда, а тут еще звонки от одноклассников. Поэтому лучше и номер телефона никому не давать». Несмотря на такую нехватку времени, мальчик жалуется, что «очень трудно самому придумывать себе занятия». Даже о нежно любимой маме он скажет следующее: «Первый человек, с кем имею дело»5.

В ответах ребенок простодушен, наивен и искренен. Примечательно, что любое задание обязательно обдумывает, просит время на размышление. Ему не свойственно «слепое» выполнение указаний взрослого. Однако, предложив свой вариант, все-таки предпочитает работать по инструкции, а не изменять задание в соответствии с собственным желанием, поскольку оно должно выполняться максимально точно. Мир осмысливается, а не «переживается» им. Так, Саша не очень хорошо бегает, но, по его словам, «разрабатывает новые виды бега». О том, что на стимульном материале к одной из методик были изображены школьницы, Саша, очертив в воздухе геометрическую форму, «догадался потому, что на них платья-колокольчики».

Собственный облик представляется ему туманно и расплывчато. В первом классе испытывал мучения, получив задание нарисовать автопортрет, и получилось у него нечто неопределенное, в длиннополом одеянии, с многочисленными стираниями и нимбом вокруг головы. Начиная рисовать себя во втором классе, нарисовал… бабушку. Затруднения вызывает само изображение человека: Саша пробовал даже перекопировать его со схематичного облика человека на стимульном материале. На рисунках, связанных не только со школьной действительностью, но и с «домашней» тематикой, предпочитает вместо людей рисовать двери или мебель.

Себя оценивает вполне адекватно, и оба года его самооценки по методике Дембо – Рубинштейн оказывались близки к оценкам с позиций сверстников. Показательно, что сам мальчик выше всего оценивал себя по субшкале независимого, самостоятельного поведения.

Вместе с тем о тревожных симптомах в развитии ребенка говорит сужающийся круг общения, в котором во втором классе не оказалось никого, кроме родственников. После переезда семьи он крайне тяжело адаптировался в новой школе. Саша жалуется на утомляемость, шум в классе и приставания не желающих учиться одноклассников. Нарастает неуверенность в себе, неудовлетворенность отношениями с детьми. Это происходит еще и потому, что свободная, спонтанная игровая деятельность по-прежнему не получается. Не удивительно, что учитель пересаживает мальчика на первую парту, а он как-то об этом «забывает и почему-то садится на последнюю», где с удовольствием сидит один.

Ему необходимы максимальная свобода, ощущение психологической безопасности, право выбора. Контроль и принуждение, критические замечания будут только угнетать его, при Сашином воспитании они бесполезны. Однако замкнутость мальчика и трудности при установлении неформальных отношений могут привести к его дезадаптации среди сверстников. Родная семья своей теплотой компенсирует Саше нехватку интуиции и эмоциональных проявлений, родители ценят оригинальные идеи, высказываемые ребенком. На этом фоне пока менее заметны отсутствие спонтанности и непринужденности в ситуациях общения со сверстниками. И то, как сложится судьба мальчика, в большой степени будет зависеть не от его собственного поведения, а от того, будут ли рядом с ним чуткие, разумные люди.

Присутствие мудрых, внимательных взрослых, помогающих школьникам с намечающимися характерологическими особенностями, является залогом успешной адаптации учащихся к школе. А при благоприятном старте возможно их дальнейшее безболезненное вхождение в социальную жизнь. Поэтому психологическая подготовка преподавателей начальных классов должна обязательно включать темы, связанные с характерологическим развитием детей в период младшего школьного возраста.


Вопросы и задания для закрепления материала

1. Составьте план описания индивидуального варианта характерологического развития.

2. Какова роль семьи в формировании индивидуально-характерологических особенностей ребенка?

3. Какие рекомендации вы дали бы учителям и родителям школьников, чьи истории развития приведены в данной главе?

Категория: ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | Добавил: admin (19.01.2015)
Просмотров: 144 | Теги: характер младшего школьника, соцальный педагог, Начальная школа, Школьный Психолог | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика