Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ [17]
ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ. ГДЕ ЛОЖЬ, А ГДЕ ФАНТАЗИЯ? [21]
РЕШАЕМ ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО СОВЕТАМ ПСИХОЛОГА [11]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ ПО-НОВОМУ" [52]
ШКОЛА ДЛЯ "ТРУДНЫХ" РОДИТЕЛЕЙ [18]
ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА [23]
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ [22]
КАК УЧИТЬСЯ С ИНТЕРЕСОМ [17]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ » ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Приложение 7

МЕТОДИКА

изучения дифференцированной самооценки детей младшего школьного возраста (С. Хартер)


Описание методики

«Шкала детского понимания собственной компетентности» («The Реrсеivеd Соmреtеnсе Sса1е for Сhildren») представляет собой стандартизованный самоотчет в форме самоописаний. Он сконструирован с учетом того, что к восьми годам ребенок способен выделять основные виды деятельности и производить самооценивание в соответствии с ними.

Методика содержит четыре субшкалы, с помощью которых выявляются: познавательная компетентность (ПК), компетентность в общении со сверстниками (КО), компетентность во внеурочной деятельности (КВ), общее самоприятие (ОС).

На каждую субшкалу приходится по семь заданий, т. е. всего методика содержит 28 пар утверждений. Половина из них предполагает высокий уровень компетентности, другая половина – низкий. Школьник должен выбрать одно из утверждений – то, которое наиболее близко ему. После выбора он уточняет, является ли для него такой ответ правильным в любой ситуации или он возможен лишь в некоторых случаях. Соответственно, испытуемый выбирает между «единственно правильным ответом» и «ответом, правильным в некоторых ситуациях». Это позволяет избежать ответа «нет» и сделать «ложный» выбор, вызванный стремлением к социальной желательности.

Если при неблагоприятном варианте ребенок говорит, что ответ является «единственно правильным» в любой ситуации, то за такой ответ присуждается 1 балл. Если при благоприятном варианте школьник заявляет, что это «единственно правильный ответ» для любой ситуации, то ему дается 4 балла. В случае выбора «возможного» ответа, правильного в некоторых ситуациях, при неблагоприятном варианте начисляется 2 балла, а при благоприятном – 3 балла.



Процедура

Утверждения, написанные печатным шрифтом, предъявляются попарно.

Инструкция испытуемому: «Я буду предъявлять тебе по два утверждения, напечатанных на карточках. Прочти их и выбери то, которое больше тебе подходит, более близко тебе самому. Затем, когда выберешь, скажи, является ли выбранный ответ «всегда правильным» для тебя или иногда, в некоторых случаях, бывает иначе. Если иногда бывает иначе, скажи, что ответ является «возможным». Все понятно? Тогда начинаем».

Понимание инструкции проверяется на первой паре утверждений. Обследование занимает от 12 до 35 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Все реплики испытуемого фиксируются в протоколе, т. к. дают дополнительный материал о его эмоциональном отношении к тематике заданий.


Интерпретация результатов

Маша С. (7,9 лет) Жалобы взрослых: родители отмечают чувствительность и послушание дочери. Им не всегда понятно, почему она расстраивается и огорчается в школе; учителя беспокоят безосновательные, с ее точки зрения, слезы или неожиданные рыдания девочки, которая хорошо учится и обычно ведет себя сдержанно и тихо.

Результаты обследования:

Познавательная компетентность Дети, которым хорошую оценку получить легко – Дети, которым хорошую оценку получить трудно (2 балла)

Дети, у которых в школе бывают неприятности – Дети, у которых в школе все хорошо (2 балла)

Находчивые и быстрые дети – Дети, которым надо подумать, чтобы найти правильный ответ (2 балла)

Дети, которые на уроке правильно выполняют задание – Дети, которые не сразу правильно выполняют работу в классе (2 балла)

Дети, которые быстро выполняют домашнее задание – Дети, которые долго выполняют домашнюю работу (3 балла)

Дети, которые забывают изученный материал – Дети, которые хорошо помнят, что они изучали (2 балла)

Дети, которые быстро понимают, что они прочитали – Дети, которые не всегда понимают прочитанный текст (3 балла)

Компетентность в общении со сверстниками Дети, которым трудно найти друга, у них мало друзей – Дети, у которых много друзей (2 балла)

Дети, с которыми все хотят играть – Дети, с которыми играют только близкие друзья (4 балла)

Дети, которые нравятся не всем, а только тем, кто их близко знает – Дети, которые нравятся всем (2 балла)

Дети, которые любят играть со всеми вместе – Дети, которые редко играют со всеми вместе и больше держатся в стороне (2 балла)

Дети, с которыми трудно подружиться – Дети, с которыми можно сразу подружиться (2 балла)

Дети, которые сами предлагают, в какую игру играть – Дети, которым предлагают, в какую игру играть (3 балла)

Дети, которые не любят играть со всеми – Дети, которые охотно играют со всеми (3 балла)

Компетентность во внеурочной деятельности Дети, которые умеют и любят играть в различные игры – Дети, которые играют не во все игры (2 балла)

Дети, которые плохо играют, зато получают хорошие отметки – Дети, которые не очень хорошо учатся, но хорошо играют (4 балла)

Дети, которые любят новые игры и участвуют в них – Дети, которые любят известные, хорошо знакомые игры (3 балла)

Дети, которые плохо, медленно бегают – Дети, которые быстро бегают (4 балла)

Дети, которых сразу выбирают в команду для игры – Дети, которых не сразу выбирают в команду для игры (3 балла)

Дети, которым больше нравится смотреть, как играют другие – Дети, которым хочется играть, а не наблюдать за игрой других (2 балла)

Дети, которые любят выполнять поручения учителя – Дети, которым не нравятся поручения учителя (3 балла)

Общее самоприятие Дети, очень неуверенные в себе – Дети, которые всегда уверены в себе (1 балл)

Дети, которые всегда поступают правильно – Дети, которые иногда ошибаются (2 балла)

Дети, которые иногда плохо себя ведут – Дети, которые всегда ведут себя хорошо (2 балла)

Дети, которым часто делают замечания по поведению – Дети, которых часто хвалят за хорошее поведение (2 балла)

Дети, которым часто говорят, что они хорошие – Дети, которым редко говорят, что они хорошие (3 балла)

Дети, которые все делают замечательно, у них все получается – Дети, у которых бывают неудачи (2 балла)

Дети, которые хотят быть такими, как все – Дети, которые хотят быть непохожими на других (2 балла)


Были проанализированы как результаты по всем заданиям отдельно, так и суммы баллов по каждой субшкале:

Σ (ПК) = 16 баллов

Σ (КО) = 18 баллов

Σ (КВ) = 21 балл

Σ (ОС) = 14 баллов

Следует сразу отметить высокую степень дифференцированности самооценки по субшкалам, преобладание некатегоричных, средних выборов и незначительное количество крайних ответов, что говорит о развитой рефлексии и осознанности поведения и деятельности. Можно сделать вывод, что уровень самоприятия средний (14 баллов), он не согласован с уровнями компетентности в общении со сверстниками (18 баллов) и во внеурочной деятельности (21 балл), т. е. самооценка дифференцированная, средняя, несогласованная.

Данные обследования по четырем субшкалам показали, что меньше всего баллов Маша набрала по субшкалам самоприятия (Σ = 14) и школьной компетентности (Σ = 16). Примечательно, что первоклассница ни за одно из заданий по этим субшкалам не получила высшего балла. Это вызывает тревогу, так как учебная деятельность является ведущей и наиболее значимой для младшего школьного возраста, а самоприятие в данном возрасте должно быть еще достаточно высоким. Кроме того:

• по субшкале ПК девочка признает, что способна понимать новый материал и быстро делать домашнее задание, т. е. основные проблемы связаны именно со школьной обстановкой;

• по субшкале ОС наиболее высокий результат получен за выбор утверждения «Дети, которым часто говорят, что они хорошие», а минимальный результат – за выбор суждения «Дети, очень не уверенные в себе»;

• по двум другим субшкалам, связанным со сверстниками, выборы, сделанные Машей, свидетельствовали о некоторой пассивности первоклассницы (например, «Дети, которые любят играть со всеми вместе – Дети, которые редко играют со всеми вместе и больше держатся в стороне» (2 балла) и «Дети, с которыми трудно подружиться – Дети, с которыми можно сразу подружиться» (2 балла), а также о ее готовности стараться ради хорошей оценки (ответ по заданию № 7). Примерность и самокритичность девочки свидетельствовали о том, что она старается «все делать по правилам», испытывает некоторые затруднения с установлением контактов, в том числе в новом окружении, и, занимая позицию наблюдателя, а не активного участника, сама же из-за этого переживает.

Очевидно, что при Машиной робости, ее представлениях о собственных возможностях в играх и учебе, которые являются к тому же адекватными действительности, она не удовлетворена, обнаруживает повышенную ранимость в ситуациях, когда, по ее мнению, не получает должного признания.

У девочки был диагностирован уступчивый тип поведения. После обследования учителю было рекомендовано избегать замечаний, придерживаться только ровного, ласкового тона, поддерживать любую Машину инициативу и поощрять активность. Родителям был дан совет более откровенно говорить с дочерью, выслушивать ее «неправильные» и критические замечания, а не заглушать их, если они прозвучат.

Спустя год существенно улучшилось положение с учебой, Маша стала отличницей, научилась сохранять спокойствие и уже не подавляла свое недовольство, а высказывала его тем, кому она доверяет. Однако ведущий способ взаимодействия оказался устойчивым, хотя и принял латентную форму. При общей благополучной картине школьной успешности и дисциплинированности сохранилась дистанция по отношению к одноклассникам и психологическое напряжение в ситуациях нового свободного общения.

Категория: ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | Добавил: admin (19.01.2015)
Просмотров: 124 | Теги: характер младшего школьника, соцальный педагог, Начальная школа, Школьный Психолог | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика