Работа психолога с родителями младших школьников со своеобразием характера - ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ - Каталог статей - ЧУДИКИ

Образовательный портал для педагогов начальной школы и их учеников
       

Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
ЧУДНОЕ МЕНЮ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПИСЬМО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ. 2 КЛАСС
ОБЖ
ФИЗКУЛЬТУРА
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
МУЗЫКА
ИЗО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 1 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 2 КЛАСС
УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 3 КЛАСС
МАТЕМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ЗАДАНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ С ПОЛЕЗНЫМИ ПОДЕЛКАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Категории раздела
СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ [17]
ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ. ГДЕ ЛОЖЬ, А ГДЕ ФАНТАЗИЯ? [21]
РЕШАЕМ ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО СОВЕТАМ ПСИХОЛОГА [11]
ТРЕНИНГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ ПО-НОВОМУ" [52]
ШКОЛА ДЛЯ "ТРУДНЫХ" РОДИТЕЛЕЙ [18]
ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА [23]
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ [22]
КАК УЧИТЬСЯ С ИНТЕРЕСОМ [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ » ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа психолога с родителями младших школьников со своеобразием характера

Вопрос о том, можно ли корректировать поведение уступчивых, доминирующих и отстраненных детей, связан не только с изменением школьной ситуации развития, но и с возможностями домашней среды. Более того, успех становится возможным тогда, когда и семья, и школа слаженно объединяют воспитательные усилия. Не случайно многие рекомендации родителям школьников с намечающимися характерологическими особенностями перекликаются с советами для преподавателей. Однако перестроить детско-родительские отношения подчас сложнее, чем помочь педагогу по-новому взглянуть на ребенка. Применение методик «Кинетический рисунок семьи», «Круг общения», «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) выявило такие нарушения в детско-родительских отношениях, которые возникли в дошкольном возрасте и не могли не приобрести устойчивой формы к периоду начальной школы.

Однако еще К. Хорни допускала, что развитие характера не определяется рамками, заданными именно в период детства. По ее мнению, «если ситуация раннего детства не слишком препятствует спонтанному развитию ребенка, то последующий опыт, в особенности юношеского возраста, может оказать влияние на процесс формирования. Если, однако, воздействие раннего опыта было достаточно сильным, чтобы сформировать ребенка согласно некоторому ригидному образцу, то никакой новый опыт повлиять не сможет»1. Мнение К. Хорни об особой роли юношеского возраста в формировании уступчивого, доминирующего и отстраненного типов поведения пока экспериментально не подтверждено. В то же время допустимо предположить, что чем быстрее детям будет оказана необходимая психологическая поддержка, тем быстрее могут осуществиться надежды на преодоление ригидного поведения. К тому же исследование, проведенное в 1993–1996 гг., раскрыло возможности сотрудничества психолога и родителей. Так, несмотря на то, что семьи младших школьников со своеобразием характера отличались2 дефицитом детско-родительского общения, многие родители проявили интерес к исследованию. Они откровенно рассказывали о семейных проблемах и сложностях в воспитании детей, охотно выполняли тесты и обсуждали полученные результаты. Более того, такие родители обычно признавали, что трудности ребенка обусловлены не столько школой, сколько семейными обстоятельствами. Их позитивное отношение к эксперименту подтверждало, что в период младшей школы родители с доверием относятся к рекомендациям, надеются на податливость детской натуры и способны приложить усилия к изменению сложившихся отношений.

Как же использовать типологический анализ уступчивого, доминирующего и отстраненного типов поведения в реальной консультативной практике? Проводя работу с родителями младших школьников, отличающихся своеобразием характера, психолог с их помощью реконструирует историю развития ребенка, обсуждает с ними причины появления и закрепления особых форм поведения, знакомит их с условно вариативным прогнозом дальнейше го развития сына или дочери. Суть условно-вариативного подхода заключается, по мнению Г.В. Бурменской3, в конструировании трех основных вариантов последующего развития ребенка. В основе этих возможных направлений развития лежит определенный тип социальной ситуации:

1) когда неблагоприятные обстоятельства, обусловившие детские трудности, сохраняются; 2) когда они усиливаются; 3) когда удается уменьшить или преодолеть их воздействие.

Анализируя вероятные пути развития, психолог касается проблем, связанных:

• с кругом общения детей, их взаимоотношениями с окружающими (т. е. с особенностями социальной ситуации развития);

• с успешностью в учебной (ведущей для данного возраста) деятельности, а также с успешностью в сопутствующих ей занятиях, типичных для младшего школьника;

• с возрастными изменениями в личностной сфере (в соответствии с нормативными возрастными требованиями). Обсуждая возможные линии дальнейшего личностного развития ребенка, психолог стремится добиться лучшего осознания родителями его индивидуальных особенностей. При этом своеобразие формирующегося детского характера не должно рассматриваться только со стороны слабостей или недостатков. Напротив, психолог отмечает те качества, которые выступают как преимущества в характере ребенка, например, подчеркивает чуткость уступчивых школьников, вдумчивость отстраненных и инициативность доминирующих детей. Обращая внимание на привлекательные черты, он помогает родителям понять, как важно видеть не только промахи в поведении ребенка, но и его достоинства.

В психолого-педагогической литературе, опирающейся на типологический подход в изучении характерологических особенностей, сложилась традиция выделять и перечислять особенности каждого типа4, способствующие или, напротив, препятствующие успешной адаптации человека. Однако такой опыт накоплен в процессе изучения подростковых акцентуаций, а не характерологических образований, формирующихся в период младшего школьного возраста. Используя опыт исследования уступчивого, доминирующего и отстраненного типов, можно отметить следующие привлекательные качества младших школьников со своеобразием характера5: уступчивые школьники деликатны и воспитаны; они бережны и осторожны в общении с окружающими, готовы поддержать в трудную минуту. С ними легко играть или работать в одной команде. Отсутствие напористости и стремления подавлять других придает им своеобразное обаяние. К тому же, отличаясь требовательностью по отношению к самим себе, они стремятся преодолевать собственные недостатки;

доминирующие учащиеся энергичны и деятельны; они вносят живую нотку в любое совместное мероприятие, решительны и, как правило, подталкивают других к активным действиям. Готовы руководить, добиваться желанной цели и в то же время исполнительны, если убеждены в важности порученного им дела;

отстраненные школьники внимательны и скрупулезны; способны разобраться в тонкостях вопроса или ситуации, всесторонне их анализируя. Они предпочитают серьезно и основательно погружаться в занятия, причем предлагают нестандартные подходы, отражающие их своеобразное понимание вопроса.

Кроме выявления привлекательных качеств в формирующемся характере ребенка, особого внимания со стороны психолога требует отношение родителей к школьным успехам, в частности к оценкам детей. Задача психолога – добиться того, чтобы родители адекватно оценивали возможности детей и не прибегали к немедленным наказаниям, в первую очередь физическим, если их не удовлетворяет успеваемость или дисциплина ребенка на уроках. Учитывая, что дети, получив плохую отметку, сами испытывают недовольство и стыд, лучше вместе с ними поискать способ, как избавиться от школьных проблем, чем упрекать и наказывать неуспевающих и недисциплинированных учеников. Обидные замечания родителей о неудовлетворительной отметке или ссоре с одноклассником лишь усугубляют угнетенное состояние ребенка, который и так не испытывает радости от очередной школьной неудачи.

Это тем более важно, что неадекватная самооценка является одной из центральных проблем детей со своеобразием характера. Она свидетельствует об их внутренней неуверенности, вызванной искаженным представлением о собственном Я. Сформировать реалистический образ Я можно только в условиях безопасности и дружелюбия. Соответственно, ирония, неоднократные напоминания об ошибках лишают младших школьников уважения к себе, заставляют защищаться от замечаний, принижающих достоинство. Родители же могут быть излишне критичны по отношению к своему ребенку, стремясь воспитать образцового, с точки зрения школы, ученика. Поэтому психологу приходится напоминать родителям о том, что следует ценить не оценки, а усилия детей и их трудолюбие. Кроме того, уступчивые дети больше всего переживают, когда боятся своими оценками огорчить членов семьи, следовательно, именно родители должны убедить детей, что главное не отметка, а то новое и интересное, что они узнали на уроке.

Итак, у младших школьников уступчивого, доминирующего и отстраненного типов поведения следует укреплять веру в себя. А это возможно, только если сами родители сохраняют надежду на разрешение возникающих проблем и ведут себя спокойно и уравновешенно в любых неприятных ситуациях. Их требования должны быть просты, прозрачны для ребенка. Наличие противоречивых высказываний, непоследовательности в воспитательных действиях мешает детям понять, что от них ждут. Конечно, правильный воспитательный подход предполагает высокий уровень развития коммуникативных навыков родителей. Им необходимо уметь компетентно общаться и с учителями, обычно недовольными учениками, и с собственными, не всегда «удобными» детьми. Умение компетентно общаться сразу не сформируешь, но детский психолог должен поддерживать любое начинание родителей, способствующее развитию навыков общения не только у детей, но и, прежде всего, у них самих.

Помогая ребенку понять, что именно у него не получается, родители должны исходить из того, что особенности уступчивого, доминирующего, отстраненного типов поведения обусловлены особой позицией младших школьников в процессе взаимодействия с окружающими. Беседы с детьми «по горячим следам», сразу после трудных или неудачных ситуаций общения со сверстниками и взрослыми, о том, каким было это общение, удалось ли им понять своего собеседника, хорошо запоминаются и, как показывает опыт, впоследствии отражаются в непосредственном поведении детей.

Что может психолог посоветовать родителям?

Родителям уступчивых учеников рекомендуется чаще обращать внимание детей на собственные желания и интересы. Их приходится учить прислушиваться к себе, а не только следовать общепринятым правилам и нормам. Обычно позиция партнера по общению (учителя или товарища) оказывается для уступчивого школьника важнее, чем его собственная. В итоге робость и неуверенность в себе, свойственные уступчивым учащимся, заставляют их держаться на заднем плане, мешают самостоятельно выбирать друзей и активно участвовать в общих делах. Чтобы преодолеть стеснительность уступчивого ребенка и сформировать у него независимую позицию, требуются такт и поддержка умелых и терпеливых взрослых. Таких детей необходимо подбадривать, подчеркивать их достижения, приучать открыто выражать собственное мнение, рассказывать о своих истинных переживаниях.

Нежелание уступчивых школьников привлекать к себе внимание на занятиях или в других классных делах можно устранить, поощряя активность ребенка в присутствии близких друзей и старых знакомых, тем самым помогая детям овладеть уверенным поведением сначала в привычных для них условиях.

Родителям приходится думать и о том, что в поведении или внешности ребенка повышает или, напротив, снижает его авторитет среди одноклассников. Опыт показывает, что иногда уступчивым школьникам просто следует быть внимательнее к своему внешнему облику (сохранять аккуратность в одежде, бережно относиться к школьным принадлежностям). В других случаях для овладения свободным, непринужденным поведением им необходимо знать занимательные истории и игры, интересные сверстникам, а главное – уметь предложить их в детском коллективе.

Родителей доминирующих школьников, наоборот, обычно не волнуют проблемы уверенного поведения. Их, в отличие от родителей уступчивых учащихся, приходится ориентировать на развитие у детей терпимости и внимания к желаниям собеседника. Общаясь, школьники доминирующего типа поведения редко задумываются над тем, насколько их активное общение привлекательно для партнера. Доверительные, обстоятельные беседы о вопросах нравственного поведения, об уважении к людям и бескорыстной доброте должны помочь детям преодолеть стремление занять «позицию сверху». Родителям можно посоветовать в присутствии ребенка более осмотрительно отзываться о жизни и людях, чтобы не укреплять у него негативного отношения к окружающим. Не стоит подчеркивать темные стороны или жаловаться на обиды. Негативные отзывы, подозрение в нечестности, ожидание худшего приучают детей недоверчиво относиться к людям, искать в их поведении скрытую эгоистическую выгоду. Избавиться от подозрительности ребенку помогают оптимизм и жизнерадостность родителей. Так, в сложных случаях, когда дети плохое видят быстрее и помнят дольше, чем хорошее, можно рекомендовать вести определенное время (например, в течение зимних каникул) дневник, в котором фиксировать приятные события и происшествия. Родителям доминирующих школьников также полезно поощрять их дружбу со сверстниками, организовывать для школьников совместные игры и занятия, учить ценить заботу и проявлять внимание к чувствам и настроению окружающих.

Неоценимую пользу приносят совместные просмотры и обсуждения фильмов и спектаклей, чтение книг. Сам интерес родителей к миру чувств и переживаний учит детей понимать свое внутреннее состояние, предвидеть последствия собственных поступков для другого человека, формулировать нравственные суждения.

Помимо размышлений над нравственными вопросами, доминирующим школьникам необходимо найти полезное применение своей активности. Обычно родители боятся, что подвижные игры и спортивные соревнования будут отвлекать ребенка от учебы, и приносят их в жертву школе или другим познавательным занятиям. Однако возможность проявить себя на спортивном поприще, напротив, дает ребенку шанс испытать успех и признание, не нанося ущерба самолюбию другого человека.

Доминирующих детей полезно хвалить за бескорыстное внимание к одноклассникам; не ругать за конкурентность, а подмечать проявления помощи другим; говорить о том, что именно они способны поддерживать сверстников и проявлять о них заботу, радоваться чужим победам и успехам.

Опасно оставлять доминирующего ребенка без друга. Поскольку его не всегда принимают одноклассники, а потребность в признании является особенно острой, доминирующему школьнику необходим хотя бы один расположенный к нему сверстник. Поэтому родителям, обеспокоенным чистотой в доме, все-таки следует смириться с визитами приятелей их детей и даже приветствовать дружеские отношения с ровесниками.

Занятия познавательной направленности с этими детьми лучше проводить так, чтобы не вызывать стремления к превосходству. Внимание детей должно быть привлечено к самому процессу открытия нового знания, обретения новых умений. Для ребенка должно стать ценностью не первенство, а похвала за трудолюбие, добросовестное и качественное выполнение задания, за творчество и старательность. Это тем более важно потому, что в системе учебной мотивации доминирующих детей преобладают мотивы самоутверждения. Не ограничивая активность ребенка надоедливым контролем, родители могут с искренней заинтересованностью вникать в его учебные дела и поощрять кропотливое и планомерное выполнение заданий, стремление доводить любое дело до результата. В этом отношении доминирующим школьникам особенно необходим тактичный контроль старших.

Ребенку доминирующего типа поведения в ситуациях соревнований или столкновения интересов трудно договариваться с остальными участниками события. Такие ситуации требуют терпимости и уважения прав других, на что в наименьшей степени способен доминирующий школьник. Он склонен настаивать на своем решении, мешать ходу дела, если его предложение не принимают, и даже враждебно конфликтовать. Поэтому родителям приходится учить ребенка разграничивать два варианта событий: когда его действия помогают отстаивать свое мнение и когда они разрушают общую деятельность. Чтобы не происходило второе, ребенка надо научить слышать свой резкий голос, видеть угрожающие жесты в момент спора или несогласия. Как правило, обращая его внимание на резкие формы конфликтного поведения, рассказывая ему, как неприглядно он выглядел в момент ссоры или драки, близкие помогают ребенку сформировать самоконтроль и выдержку в трудных ситуациях.

Иные проблемы выступают на первый план у родителей школьников отстраненного типа поведения. Их, как правило, больше беспокоят замкнутость и внешняя холодность ребенка, его нежелание и неумение делиться собственными чувствами и переживаниями. Более откровенны такие дети с мамами. Им легче и интереснее общаться с теми, кто старше, хотя с преподавателями, как уже отмечалось, отстраненные школьники держатся настороженно. Родителям приходится ненавязчиво находить им приятелей, приглашать одноклассников на домашние праздники, договариваться в школе с учителем о том, с кем и где посадить ребенка, чтобы он не потерялся на последней парте и не мучился на первой.

Отстраненные учащиеся быстро утомляются от шума и присутствия большого количества людей, поэтому дома им особенно необходимы тишина, уют, возможность побыть наедине и заняться любимыми делами. Однако дети внимательно слушают, когда взрослые объясняют им, что может переживать собеседник в процессе общения, как следует определять состояние другого человека, и поэтому родители располагают возможностью влиять на поведение отстраненного ребенка, расширять его коммуникативный опыт. Иногда ребенку необходимо наглядно продемонстрировать, как сказать человеку приветливое слово, как тепло поблагодарить за внимание или помощь, как поинтересоваться его настроением. Вместе с тем настаивать вопреки желаниям ребенка на его тесном личностном общении со сверстниками тоже не стоит, так как это вызовет только отторжение со стороны школьника с отстраненным типом поведения. Кстати, и командные игры не всегда оказываются плодотворными для таких детей. Поскольку дома отстраненные дети чувствуют себя более комфортно, индивидуальные беседы с родителями, развивающие коммуникативные навыки, на наш взгляд, более результативны, чем совместные игры или занятия.

Так как отстраненные дети успешны в индивидуальной деятельности, родители могут поддерживать их познавательные интересы: покупать книги, водить на дополнительные занятия, расспрашивать об увлечениях, часто отличающихся нестандартностью.

В учебной деятельности родителям тоже не стоит прибегать к плотному контролю, потому что в условиях спокойной регламентированной деятельности отстраненные школьники вполне справляются с общими учебными требованиями. В школьной жизни им чаще нужна помощь в общении с одноклассниками, чем при выполнении уроков. Родители могут посоветовать, как следует относиться к шуткам ровесников, какие добродушные ответы можно придумать в ответ на назойливое приставание.

Подводя итоги, отметим, что психологические рекомендации учитывают различия в поведении уступчивых, доминирующих и отстраненных учащихся. Однако уместно помнить, что у детей со своеобразием характера при одном преобладающем векторе поведения одновременно представлены, но в меньшей степени, остальные векторы. Как писала К. Хорни, «ребенок не может свободно выбрать какое-либо из этих направлений, потому что при тех условиях, в которых развились эти отношения, обязательно присутствуют все они»6. Поэтому родителям есть смысл ознакомиться и с теми советами, которые предназначены для воспитания детей двух других типов поведения.

Кроме того, хотя дети со своеобразием характера различаются особенностями поведения, есть общие правила, делающие детско-родительское общение более эффективным:

• «трудный характер» особенно чувствителен к домашней обстановке, детям с намечающимися характерологическими особенностями важно иметь теплую, заботливую семью, где их понимают и поддерживают7;

• родителям необходимо подбадривать детей, находить время для обстоятельного и откровенного разговора о детских проблемах;

• не стоит насильственно вторгаться во внутренний мир ребенка лучше оставлять пространство для его самостоятельности и выбора;

• родителям следует учиться преодолевать собственную эмоциональность в трудных ситуациях и учить детей терпимости и оптимизму.


Вопросы и задания для закрепления материала

1. Как вести себя родителям младших школьников со своеобразием характера, чтобы достичь взаимопонимания с детьми и оказать им необходимую поддержку?

2. Подберите или придумайте упражнения, позволяющие уступчивым, доминирующим и отстраненным учащимся в домашних условиях совершенствовать навыки общения со сверстниками.

Категория: ХАРАКТЕР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | Добавил: admin (19.01.2015)
Просмотров: 267 | Теги: характер младшего школьника, соцальный педагог, Начальная школа, Школьный Психолог | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
ЧУДИКИ ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ

ЧУДИКИ МАСТЕРЯТ
ОБЖ
ОБЖ В 1 КЛАССЕ
ОБЖ В 2 КЛАССЕ
ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПДД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
СПОРТ В ШКОЛЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ФИЗКУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОЛИМПИЙСКИЕ УРОКИ
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕМЕНКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ НА СОПОСТАВЛЕНИЕ
ИГРЫ-ШИФРОВКИ
ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРЫ НА УСТНЫЙ СЧЕТ
ИГРЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ИГРЫ НА ЛОГИКУ
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
ИГРЫ С РИФМОВКАМИ
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Рейтинг@Mail.ru Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика